Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

 

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование образовательной организации)

 

 

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»

 

Номинация

«Земляки. Исторический некрополь России»

Тема работы: Изучение жизни и деятельности земляка Середа Виктора Павловича

 

Подготовила: Серова Дарья Сергеевна

обучающаяся 11а класса МБОУ Красноармейская СОШ

П.Красноармейский

Улица Кирова 37, 347500

П.Красноармейский

Улица Кирова 61/2, 347500,

контактный телефон: 89895133093

e-mail: daraserova92@gmail.com

ФИО руководителя: Петренко Татьяна Евгеньевна

Место работы: МБОУ Красноармейская СОШ

П.Красноармейский

Улица Кирова 37, 347500

Контактный телефон: 89188506464

e-mail:petrenko.nfyz@yandex.ru

 

 

Ростов-на-Дону

2022 год

 

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Основная часть…………………………………………………………..4-8

3.Заключение……………………………………………………………….9

4.Список литературы……………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Аннотация

Работа выполнена ученицей 11 класса. Она посвящена изучению жизни и деятельности земляка посёлка Красноармейского. Направлена на углубление знаний и компетенций обучающихся в области краеведения, воспитание целостной личности. Задачи работы: организация поисковой деятельности по теме, формирование умений собирать и обрабатывать информацию, воспитание гражданских чувств.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Ведущая деятельность: поисковая, познавательная.

В результате работы над проектом формируются исследовательская, культуроведческая, коммуникативная компетенции.

Основной продукт: создание исследовательской краеведческой работы.

Объём работы-10 страниц.

Приложение: использовано 8 фотографий, 35 грамот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение

Актуальность темы исследования

В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Проект «Земляки. Исторический некрополь России» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях с интересной судьбой, о людях, совершивших трудовые подвиги.

Подростковый возраст является особым для становления личности. Ученик должен обладать знаниями истории малой родины и памятью о своих земляках, а также подражать старшему поколению. Ведь интересы человека формируются главным образом с детства. Если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком.

Гипотеза исследования

Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.

Цель работы: рассказать о людях интересной судьбы, которые прославили своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи:

1. Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.

2. Узнать о судьбах земляков, живущих рядом, об их роли в развитии современной жизни.

Объект исследования: земляк, его личный пример, вклад в развитие современного общества

Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.

 

Методы исследования

- анализ источников информации;

- наблюдения;

- интервью;

- личная беседа;

- обработка полученных результатов.

3

Основная часть

Ну, как такой землей нам не гордиться!

Как не любить её просторные поля!

Нам повезло в Куберле родиться.

Как щедрая историей земля!

Сильна она по-прежнему народом.

Всё также ценит правду и свободу.

Живет трудом, растит своих детей.

Гордится подвигами сыновей и дочерей!

 

У каждого человека есть своя малая Родина. Это самое красивое и милое сердцу место на земле, где такие простые и до боли знакомые картины. Места, ставшие родными, тесно связанные с воспоминаниями детства и юности, хранящие в то же время память о выдающихся людях. Моя малая Родина - поселок Красноармейский. Гордостью нашего поселка является Середа Виктор Павлович – музыкант-баянист, руководитель детской школы искусств, краевед, человек одаренный и влюбленный в песню.

 

Родился Виктор Павлович 8 декабря 1947 года в Орловском районе Ростовской области в семье сельских учителей. Отец, Павел Федотович, был директором школы-семилетки. Мать, Лидия Ивановна, преподавала в начальных классах. (при.№1) Единственный ребенок в семье, бабушек рядом не было, рос в школе, где с 2-3 летнего возраста нянчили все: технички, молодые учительницы, детвора. В пятилетнем возрасте бойко читал детские книжки, этому научила его мать. (при.№1.1) Родители с раннего возраста прививали любовь к прекрасному. Его любовь к музыке началась с раннего детства, с колыбельных матери, с пения взрослых на домашних застольях, где он впервые и услышал звуки гармони и балалайки. У его отца в директорском кабинете хранились народные музыкальные инструменты: балалайки, домбры, семиструнная гитара. В детстве ему нравилось проводить рукой по струнам, и слушать, что же те ответят. Еще в кабинете стоял патефон ярко-красного цвета и стопка грампластинок, на 78 оборотов. Виктор Павлович до сих пор помнит названия некоторых из них: «Ой, цветет калина» И. Дунаевского, «Песня московских студентов» и другие. Ему доставляло удовольствие не только слушание музыки, но и впечатление от вращающегося диска, никелированной головки звукоснимателя, заводной ручки, которую время от времени надо было подкручивать. Будучи учеником начальных классов, он вместе с одноклассниками был всегда рад, когда их учительница Вера Иосифовна приносила на единственный в неделю урок пения этот фантастический звуковоспроизводящий аппарат. (при.№2)

У его отца, Павла Федотовича, был пятиламповый батарейный приемник «Родина-47». Маленький Витюша умел и имел право самостоятельно

4

включать его. «Помню, наслаждение от музыки. Радость узнавания знакомых мелодий, а если за это еще и похвалят – это счастье!» - вспоминает Виктор Павлович. Тогдашнее радио было очень качественным. Оно просвещало и воспитывало. Звучало много музыкальной классики, народных мелодий, старинных вальсов. «Иногда отец пояснял, что этот вальс называется «Амурские волны», а до этого был «На сопках Манчжурии», вспоминает Виктор Павлович.

В хуторе Широком был клуб. Служил он местом для общеколхозных собраний, праздничных выступлений местных самодеятельных артистов, а также кинотеатром, в котором пару раз в неделю «крутили» (как тогда выражались) кинофильмы- «картины», как говорили хуторяне. Фильмы были в основном советские, но были и заграничные. Во всех этих фильмах звучала музыка. Она была очень разной, совершенно непохожей на знакомую отечественную. Это удивляло и обращало на себя внимание, детский кругозор расширялся. Но просмотр фильма в клубе связан еще и с другим удовольствием. Перед вечернем сеансом, обычно устраивались танцы для молодежи. Танцевали и пели все под гармонь хуторских музыкантов. На фоне нескольких хуторских гармонистов ярко выделялся Безверхов Владимир Васильевич. Нередко, привозя на конной «линейке» киноаппаратуру, он брал с собой еще и баян. Дядя Володя не был «нотником», играя в основном по слуху, легко подбирая новые мелодии. «В такие моменты я, стоя где-то у стеночки, буквально пожирал его глазами и слушал музыку с открытым ртом», - вспоминает Виктор Павлович. Много лет спустя ему довелось работать в Красноармейском Доме Культуры с Владимиром Васильевичем и его женой Зоей Климентьевной –клубным билетным кассиром. Она-то и рассказала ему, что однажды дядя Володя обратил внимание на него во время своей игры и сказал: «Этот пацан будет играть!» Он не ошибся. Виктору Павловичу до сих пор дороги воспоминания об этой семейной паре.

Первым музыкальным инструментом стала балалайка. Ему было тогда лет 10-11. Первое впечатление: тугие струны, красные вспухшие кончики пальцев от чрезмерного нажимания. Начал складываться первый репертуар: частушки, полька, краковяк, какие-то песенки.

Но вершиной его балалаечного исполнительского мастерства был вальс «Плачь гимназистки». Это была сентиментальная мелодия, состоящая из двух частей. Первая часть («колено») – нисходящие терции, они имитировали этот самый плачь юной девы, ее упреки неверному кавалеру. Вторая часть(«колено!») уже на низких звуках- своего рода оправдание последнего. «Я все это представлял себе и потом, демонстрируя этот шедевр друзьям, обязательно предварял его своим рассказом, чтобы слушателей, как говорится, проняло!», - говорит Виктор Павлович.

Как-то раз, его родители принесли в дом маленькую однорядную гармошечку немецкой фирмы «Hohner». Видимо, она задержалась в наших краях с войны, а может быть, какой-то земляк-солдатик привез ее сюда как боевой трофей.

5

 

Она была голосиста и удобна в размерах. Но! Была в ней своя

конструктивная особенность, отличавшая ее от наших гармоней. При нажатии на одну клавишу во время разжима меха извлекался звук одной высоты, а при сжиме – другой. В этот состоялась главная особенность и трудность игры на ней.

Как-то раз, маленький Витя (ему на тот момент, было 12 лет) пошел на день рождения к хуторскому мальчику. А у них была гармонь. После праздничного застолья с домашним пирогом все вышли на улицу, играли в «ручеек» и другие детские игры. Вите же, в руки попала эта самая гармошка, и кто-то показал партию левой руки всем известного «Яблочка». Он так и просидел до темноты на ступеньках, бесчисленное количество раз повторяя одно и то же. Домой вернулся ночью, родители еще не спали, и сразу же с восторгом известил их о своем умении. После этого он стал просить отца и мать о покупке гармони. Виктор Павлович до сих пор помнит, как отец, на миг сосредоточившись и посерьезнев сказал: «Нет, гармонь мы покупать не будем, мы купим сразу баян!»

И вот, в один из хмурых дней, он увидел отца, идущего со стороны школы. В правой руке у него был коричневый чемодан несколько необычной формы: один его бок покатый, а не прямоугольный. Павел Федотович молча прошел в зал, положил футляр на стол, щелкнул замком и поднял крышку. «Меня словно током высокого напряжения прошибло!», - вспоминает Виктор Павлович. Его взору предстал новенький блестящий черный баян с надписью «Ростов-Дон». Поверх инструмента лежал тоже новенький, в голубой обложке «Начальный курс игры на баяне» Азария Иванова, который, собственно, и стал первым музыкальным учителем Виктора Павловича. Вместе с отцом он начал читать учебник и учить ноты, беспрекословно выполняя требования. У него формировалась правильная посадка, постановка рук, пальцовка. Примерно за полгода он уже начал играть раздельно правой и левой рукой, затем обеими руками вместе. Так бывает далеко не со всеми и не всегда.

В поселковом Красноармейском Доме Культуры работал баянистом - Виктор Сычев. Семья Сычевых славилась в Куберле и окрестностях своей музыкальностью. Он стал учителем, кумиром и абсолютным примером для подражания маленькому Вите. Учился тот с радостью, в охотку. Всегда с готовностью музицировал, это доставляло ему одно удовольствие.

Учеба – это хорошо. Но надо же и показать себя! В папке, где хранятся многочисленные грамоты, дипломы, благодарственные письма, полученные в самые разные годы, есть одна очень дорогая Виктору Павловичу. Дорога она именно тем, что она – первая! Подписана рукой его отца, директора Широкинской семилетней школы, с благодарностью за исполнение на баяне «Польки» и «Чешской народной песни» на школьном утреннике 7 ноября 1959 года.(пр.гр.№3) «Хорошо помню это выступление на сцене хуторского клуба и свое огромное волнение», - говорит Виктор Павлович.

6

В 1960 году принял участие в художественной самодеятельности школьников и был награжден грамотой Ростовским областным отделом народного образования и обкома ВЛКСМ за отличное исполнение номеров, представленных на областном смотре.(пр.гр№4)

Будучи семиклассником, в 1961 году он принял участие в районном школьном смотре художественной самодеятельности. Это была следующая ступенька вверх. К тому времени им была основательно усвоена нотная грамота, с чтением «с листа».

С 1961 года Виктор Павлович живет в поселке Красноармейский. Здесь окончил среднюю школу в 1965 году. Будучи учеником старших классов, участвовал в школьной и клубной самодеятельности. (пр.№5) Красноармейский Дом Культуры был известен в районе и области своей работой, ее высоким художественным уровнем. Директором ДК в то время был заслуженный работник культуры РСФСР Маринченко Василий Иванович, руководитель художественных коллективов – Ясиновская Валентина Антоновна и Цацулин Владимир Николаевич. Все они имели специальное образование и опыт практической работы, стали для Виктора Павловича учителями и примером. Именно с ними он начал свою трудовую деятельность культработника-музыканта с апреля 1964 года, будучи еще учеником 9-10 классов.

В 1966 году, продолжая работать в ДК, Виктор Павлович поступил на заочное отделение Ростовского госуниверситета, на исторический факультет, который закончил в 1972 году. Осенью 1972 года был призван в советскую Армию, год служил в войсках ПВО в г. Алма-Ата. С ноября 1973 года снова работал баянистом в клубе. В те годы в ДК было много ярких коллективов: большой хор, певший на 4 голоса, молодежный ансамбль «Юность», в составе которого были вокальный и эстрадный инструментальный ансамбли, певцы-солисты, танцоры, чтецы. (при.№6)

В мае 1974 года в поселке вступил в строй новый ДК, который административно принадлежал совхозу «Красноармейский», а не районному отделу культуры. 3 года Виктор Павлович был директором этого ДК. С 1977 года перешел на преподавательскую работу в открывшийся в поселке филиал Орловской ДМШ, где он проработал до сегодняшнего дня 55 лет.

Практически все эти годы продолжал работать и в клубе по совместительству в роли музыканта-аккомпаниатора, художественного руководителя различных коллективов. Оба этих вида деятельности достаточно тесно переплетались. Работа в детской музыкальной школе потребовала специального образования. С 1978 по 1983 года Виктор Павлович учился заочно на народном отделении Ростовского училища искусств, получив диплом по специальности «Преподаватель по классу баяна и аккордеона».

Как клубный работник в 1967 году стал лауреатом областного смотра художественной самодеятельности, посвященного 50-летию Великой Октябрьской революции. В 1968 году был участником смотра, посвященного 50летию Ленинского комсомола. (при.№7)

7

В 1975 году получил диплом 1-ой степени Ростовского облсовпрофа и областного управления культуры как победитель зонального смотра художественной самодеятельности, посвященного 30-летию Победы в ВОВ. Как преподаватель ДМШ в 1981 году награжден Почетной грамотой Министерства Культуры РСФСР и УК профсоюза работников культуры за плодотворную работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей. (прил.№8)

Позже награжден юбилейными Почетными грамотами в честь 30 и 35-летию Орловской ДМШ. В 1998 году ансамбль Красноармейского ДК «Вторая молодость», художественным руководителем которого был Виктор Павлович, стал Лауреатом районного конкурса «Родники таланта» в области культуры. В 2005 году Виктору Павловичу было присвоено звание «Культработник года 2004» в номинации «Культура» с вручением диплома Лауреата конкурса. Принимал участие в районном фестивале народного самодеятельного творчества «Играй и пой гармонь» в 2010-11 2014-15, 2018, 2022гг., за что был отмечен наградами. В 2019 -21 гг. участвовал в поэтическом фестивале «На литературной волне» и был отмечен благодарственными письмами. В 2021 г. Стал Лауреатом 1-ой степени в международном конкурс-фестивале «Отражение». В 2022 г. Получил диплом за участие в районном конкурсе «Отчий край-вдохновенья источник». За 59 лет работы Виктор Павлович имеет многочисленные грамоты, благодарности, дипломы лауреата смотров и конкурсов. (при.8.1-8.31)

В Красноармейском СДК есть краеведческий музей, в нем раньше работал отец Виктора Павловича – Середа Павел Федотович. «Считаю своею обязанностью продолжать эту интересную работу на общественных началах», - говорит он. (при.№9)

В музее собраны и экспонируются интересные материалы: документы, фотографии, предметы быта, военные реликвии. Это дает возможность знакомить взрослых и детей с историей своего поселка, района, области, страны. В предпраздничные дни и в праздники музей посещают организованные группы школьников. (при 10, 10.1) В разговоре с ними Виктор Павлович связывает местный материал с фактами истории страны, обращает внимание ребят на знакомые имена и фамилии, подчеркивает преемственность поколений. Материал по местной истории используется в выступлениях коллективов Дома Культуры, на концертах и смотрах, что является хорошим подспорьем в деле патриотического воспитания и детей, и взрослых. (прил.11)

Во время избирательных кампаний Виктор Павлович был руководителем группы агитаторов по Красноармейской сельской администрации. Многочисленные встречи с населением давали возможность узнавать настроение наших земляков, их нужды, помогали практически решать вопросы местной жизни, оказывали влияние на ход выборов и их результаты.

 

 

8

В настоящее время Виктор Павлович является пенсионером и ветераном труда. Продолжает работать в музыкальной школе, Доме Культуры, детском саду поселка Красноармейский. Принимает участие в различных мероприятиях Красноармейской СОШ: в краеведческой работе, художественной самодеятельности. Печатает в районной газете статьи по истории и культуре, а также свои стихи о родном крае, природе, о музыке.

 

Заключение
В мире все связано. Изучая историю своего поселка, мы знакомимся с людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. И для меня это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком. Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Работая над проектом, я открыла для себя много нового: изучила историю своего поселка, много интересного узнала о жизни моего земляка, Виктора Павловича. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего поселка и его процветания. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

 


 


 

 




 

 

9

 

Список литературы:

1.Архивные документы Краеведческого музея п. Красноармейского.

2.Газета «Степные зори» №35 от28.08.2020г.

3.Книга «Истории строки» Л. П. Александровская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10