|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО ________ Е.В. Марышева Протокол № 1 от 28 августа 2023г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2023г. |
УТВЕРЖДЕНО в составе содержательного раздела ООП с учетом ФОП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 316 от 29 августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса
на 2023-2024 учебный год (базовый)
Составители: Филатова Лидия Ивановна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории Яценко Ольга Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
п. Красноармейский, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования для обучающихся 2–го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) (с изменениями № 569 от 18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Федеральной рабочей программой начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Положением о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МБОУ Красноармейской СОШ;
- Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ;
- Учебниками, учебными пособиями (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ), утвержденные приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. Во втором классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного богатства обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 68 часов, (два часа в неделю) Учебный план на изучение окружающего мира отводит 2 учебных часа в неделю, всего 68 при 34 учебных неделях.
Для реализации программы используются учебники для учителя и обучающихся:
Для учителя: Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023. Методические рекомендации, поурочное планирование.
Для обучающихся: Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
Духовно-нравственного воспитания:
Эстетического воспитания:
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Трудового воспитания:
Экологического воспитания:
Ценности научного познания:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
2) Базовые исследовательские действия:
3) Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
2) Самоконтроль и самооценка:
Совместная деятельность:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
Совместная деятельность способствует формированию умений:
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||||||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||||||
Раздел 1. Человек и общество |
|||||||||
1.1 |
Наша родина - Россия |
12 |
|
|
Урок "Россия - наша Родина" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-na-temu-rossiya-nasha-rodina-klass-1136116.html Презентация "Родная страна" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/urok_1_rodnaja_strana/237-1-0-64270 |
||||
1.2 |
Семья. Семейные ценности и традиции |
2 |
|
|
Урок-проект "Моя родословная" (инфоурок) https://infourok.ru/urok-proekt-moya-rodoslovnaya-s-prezentaciej-2-klass-4069923.html "Родословная"(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/train/157336/ |
||||
1.3 |
Правила культурного поведения в общественных местах |
2 |
|
|
Урок с презентацией "Мы - зрители и пассажиры" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-na-temu-mi-zriteli-i-passazhiri-klass-2235329.html Урок "Ты и твои друзья. Мы зрители и пассажиры" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/ Урок "Урок доброты" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-urok-dobroti-klass-1683919.html |
||||
Итого по разделу |
16 |
|
|||||||
Раздел 2. Человек и природа |
|||||||||
2.1 |
Методы познания природы. Земля и другие панеты, звезды и созвездия. |
7 |
|
|
Презентация "Чему научился человек у природы" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/chemu_chelovek_nauchilsja_u_prirody/237-1-0-3848 |
||||
2.2 |
Многообразие растений |
8 |
|
|
Урок "Разнообразие растений" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-po-okruzhayuschemu-miru-raznoobrazie-rasteniy-3484802.html Презентация "Какие бывают растения" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_14_kakie_byvajut_rastenija/237-1-0-64427 |
||||
2.3 |
Многообразие животных |
11 |
|
|
Урок "Разнообразие природы родного края" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/conspect/289964/ Презентация "Животные родного края" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-zhivotnye-rodnogo-kraya-4040025.html Урок "Насекомые" (Инфоурок) https://infourok.ru/material.html?mid=40868 Урок "Рыбы: внешний вид, среда обитания" (Инфоурок) |
||||
2.4 |
Красная книга России. Заповедники и природные парки |
8 |
|
|
Урок и презентация "Красная книга" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-krasnaya-kniga-2-kl-4583881.html Презентация "Красная книга. Растения" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-krasnaya-kniga-rasteniya-2-klass-shkola-rossii-5782738.html Презентация "Животные из Красной книги России" (Копилка уроков) https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-proiekta-zhivotnyie-iz-krasnoi-knighi-rossii |
||||
Итого по разделу |
34 |
|
|||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
|||||||||
3.1 |
Здоровый образ жизни школьника |
4 |
|
|
Урок "Если хочешь быть здоров. Режим дня" (Открытый урок. 1 сентября) https://yandex.ru/search/?text=2+класс+Окружающий+мир+%09+Здоровый+образ+жизни.+Режим+дня%3A+чередование+сна%2C+учебных+занятий%2C+двигательной+активности lr=101189 Презентация "Режим дня" https://compedu.ru/publication/urok-po-okruzhaiushchemu-miru-dlia-2-klassa-rezhim-dnia.html Урок и презентация "Разговор о правильном питании" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/579103 |
||||
3.2 |
Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет |
8 |
|
|
Урок "В школе. Правила вежливости" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/conspect/157360/ Урок "Домашние опасности. Пожар" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/conspect/157228/ Урок Презентация "Правила поведения в компьютерном классе" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-informatike-na-temu-pravila-povedeniya-v-kompyuternom-klasse-klass-909338.html Презентация "Безопасный интернет с фиксиками" https://pptcloud.ru/2klass/informatika/internet"Домашние опасности" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-domashnie-opasnosti-klass-3478216.html Видеоурок "Безопасное поведение в быту" https://ok.ru/video/1820321057481 Урок "Правила поведения на улице и на дороге" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-pravila-povedeniya-na-ulice-i-doroge-klass-2266306.html |
||||
Итого по разделу |
12 |
|
|||||||
Резервное время |
6 |
3 |
|
|
|||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
3 |
0 |
|
|||||