|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО ________ Е.В. Марышева Протокол № 1 от 28 августа 2023г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2023г. |
УТВЕРЖДЕНО в составе содержательного раздела ООП с учетом ФОП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 316 от 29 августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса
на 2023-2024 учебный год (базовый)
Составители: Бердник Светлана Васильевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории Борисенко Евгения Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования для обучающихся 3–го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) (с изменениями № 569 от 18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Федеральной рабочей программой НОО по предмету «Окружающий мир»;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Положением о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МБОУ Красноармейской СОШ;
- Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ;
- Учебниками, учебными пособиями (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ), утвержденные приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 68 часов, (2 часа в неделю). Учебный план на изучение русского языка отводит 2 учебных часа в неделю, всего 68 часов при 34 учебных неделях.
Для реализации программы используются учебные учебники для учителя и обучающихся:
Для учителя: Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023. Рабочая тетрадь для 3 класса, А. А. Плешаков, 2023. Методические рекомендации. Поурочное планирование.
Для обучающихся: Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023. Рабочая тетрадь для 3 класса, А. А. Плешаков, 2023.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
Духовно-нравственного воспитания:
Эстетического воспитания:
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Трудового воспитания:
Экологического воспитания:
Ценности научного познания:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
2) Базовые исследовательские действия:
3) Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
2) Самоконтроль и самооценка:
Совместная деятельность:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
Совместная деятельность способствует формированию умений:
3 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
Раздел 1. Человек и общество |
|||||
1.1 |
Наша родина - Российская Федерация |
14 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.2 |
Семья - коллектив близких. Родных людей. |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.3 |
Страны и народы мира. |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
20 |
|
|
|
|
Раздел 2. Человек и природа |
|||||
2.1 |
Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. |
11 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.2 |
Бактерии, грибы и их разнообразие |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.3 |
Разнообразие растений |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.4 |
Разнообразие животных |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.5 |
Природные сообщества |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.6 |
Человек - часть природы |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
35 |
|
|
|
|
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
|||||
3.1 |
Здоровый образ жизни |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3.2 |
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
7 |
|
|
|
|
Резервное время |
6 |
4 |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
|
|