|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей естественно-научного цикла Руководитель ШМО _________ А.М. Пруглова Протокол № 1 от 28 августа 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 29 августа 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ Красноармейской СОШ Приказ № 317 от 29 августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
для 8-9 классов
на 2023-2024 учебный год (базовый)
Составитель: Колесникова Людмила Николаевна, учитель географии |
п. Красноармейский, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» (предметная область «Общественно-научная») на уровне основного общего образования ориентирована на учащихся 8-9 классов МБОУ Красноармейской СОШ, составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную (с изменениями);
- Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
- Приказом Минпросвещения России от 06.08.2021 № СК-228/03 и Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-01 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях»;
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно-
телекомуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации программы используются учебные пособия для учителя и обучающихся:
Для учителя:
• Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е. К. и др. География. 8 класс – М.: Просвещение, 2020г.
Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И. География. География России 9 класс – М.: Русское слово, 2020г;
• География. Рабочая тетрадь. 8 класс.
• География. Рабочая тетрадь. 9 класс.
Для обучающихся:
Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е. К. и др. География. 8 класс – М.: Просвещение, 2020г.
Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И. География. География России 9 класс – М.: Русское слово, 2020г;
• География. Рабочая тетрадь. 8 класс.
• География. Рабочая тетрадь. 9 класс.
Наряду с УМК в учебном процессе необходимо использовать географические атласы для 8-9 классов, настенные географические карты, дополнительную методическую и научную литературу, электронные материалы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения географии.
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;
гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;
развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Базовые исследовательские действия
Работа с информацией
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
Совместная деятельность (сотрудничество)
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
Самоконтроль (рефлексия)
Принятие себя и других
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность. Производство - источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно- кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство - политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика - основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия - социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия - светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент - Глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия - многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь - активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|
|||
Раздел 1. Географическое пространство России |
||||||
1.1 |
История формирования и освоения территории России |
4 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
1.2 |
Географическое положение и границы России |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
1.3 |
Время на территории России |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
1.4 |
Административно территориальное устройство России. Районирование территории |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
Итого по разделу |
11 |
|
|
|
||
Раздел 2. Природа России |
||||||
2.1 |
Природные условия и ресурсы России |
4 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
2.2 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые |
8 |
|
1.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
2.3 |
Климат и климатические условия |
7 |
|
1.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
2.4 |
Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы |
6 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
2.5 |
Природнохозяйственные зоны |
15 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
Итого по разделу |
40 |
|
|
|
||
Раздел 3. Население России |
||||||
3.1 |
Численность населения России |
3 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
3.2 |
Территориальные особенности размещения населения России |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
3.3 |
Народы и религии России |
2 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
3.4 |
Половой и возрастной состав населения России |
2 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
3.5 |
Человеческий капитал |
1 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
|
Итого по разделу |
|
11 |
|
|
|
|
Резервное время |
6 |
2 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
||
|
68 |
2 |
10,5 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|
|||
Раздел 1. Хозяйство России |
Раздел 1. Хозяйство России |
|||||
1.1 |
Общая характеристика хозяйства России |
3 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.2 |
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) |
5 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.3 |
Металлургический комплекс |
3 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.4 |
Машиностроительный комплекс |
2 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.5 |
Химико-лесной комплекс |
4 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.6 |
Агропромышленный комплекс (АПК) |
4 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.7 |
Инфраструктурный комплекс |
5 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
1.8 |
Обобщение знаний |
2 |
|
0.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
Итого по разделу |
28 |
|
|
|
||
Раздел 2. Регионы России |
||||||
2.1 |
Западный макрорегион (Европейская часть) России |
18 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
2.2 |
Восточный макрорегион (Азиатская часть) России |
10 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
2.3 |
Обобщение знаний |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
|
Итого по разделу |
30 |
|
|
|
||
Россия в современном мире |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
||
Резервное время |
8 |
4 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 |
||
|
68 |
4 |
|
|