|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей математики физики и информатики Руководитель ШМО __________А.С.Петросян Протокол №1 от 28 августа 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол №1 от 29 августа 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО в составе содержательного раздела ООП с учетом ФОП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 316 от 29 августа 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физика»
базовый уровень
для 7а класса
2023-2024 учебный год (базовый)
Составители: Петросян Наталья Николаевна, учитель физики высшей квалификационной категории |
п. Красноармейский, 2023
Рабочая программа учебного предмета «Физика» (предметная область «Естественно-научная») на уровне основного общего образования) составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования для обучающихся 7–го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями № 568 от 18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Федеральная рабочая программа ООО, по предмету «Физика»;
- Учебный план ООО МБОУ Красноармейской СОШ;
- Положение о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МБОУ Красноармейской СОШ;
- Рабочая программа воспитания МБОУ Красноармейской СОШ;
- Учебники, учебные пособия (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ), утвержденные приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит рекомендательный характер, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Физика» (базовый уровень) рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). Учебный план на изучение физики в 7-м классе отводит 2 учебных часа в неделю, всего 68 учебных часов, при 34 учебных недель.
Для реализации программы используются учебные пособия для учителя и обучающихся:
Для учителя: учебник «Физика 7» УМК Перышкин, Иванов, Просвещение 2023.
Для обучающихся: учебник учебник «Физика 7» УМК Перышкин, Иванов, Просвещение 2023.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
Базовые исследовательские действия:
Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
7 КЛАСС
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
7 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира |
|||||
1.1 |
Физика - наука о природе |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
1.2 |
Физические величины |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
1.3 |
Естественнонаучный метод познания |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
Итого по разделу |
6 |
|
|||
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества |
|||||
2.1 |
Строение вещества |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
2.2 |
Движение и взаимодействие частиц вещества |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
2.3 |
Агрегатные состояния вещества |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
Итого по разделу |
5 |
|
|||
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел |
|||||
3.1 |
Механическое движение |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
3.2 |
Инерция, масса, плотность |
4 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
3.3 |
Сила. Виды сил |
14 |
1 |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
Итого по разделу |
21 |
|
|||
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
|||||
4.1 |
Давление. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
4.2 |
Давление жидкости |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
4.3 |
Атмосферное давление |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
4.4 |
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело |
7 |
1 |
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
Итого по разделу |
21 |
|
|||
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия |
|||||
5.1 |
Работа и мощность |
3 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
5.2 |
Простые механизмы |
5 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
5.3 |
Механическая энергия |
4 |
1 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
Итого по разделу |
12 |
|
|||
Резервное время |
3 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
3 |
12 |
|