ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 10:07, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

__________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от «29» августа 2024 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

  • 29.08. 2024 г.

Утверждена

приказом директора

_______ Л.В. Гришина

Приказ № 339

от 30.08. 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я и школа»

для 1 “а”, 1 “б” классов

на 2024-2025 учебный год

количество часов-33

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составил: Илюкович Людмила Николаевна

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский 2024г

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и школа» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования для обучающихся 1–х классов МБОУ Красноармейской СОШ. Программа внеурочной деятельности в МБОУ Красноармейской СОШ разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
  • Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
  • Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
  • Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
  • Устава школы;
  • -Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

Программа «Я и школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения. Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко.

По учебному плану МБОУ Красноармейской СОШ на реализацию программы внеурочных занятий «Я и школа» отводится 1 час в неделю. Согласно годовому календарно-учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ программа будет выполнена за 33 часа в каждом из 1-х классов.

Общая характеристика внеурочных занятий «Я и школа»

 

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я и школа!».

Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
  4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
  5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
  7. Профилактика школьной дезадаптации.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Заключительная часть.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

 

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- формирование адекватного поведения;

- овладение навыками учебной деятельности;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

 

Показатели неблагоприятной психологической адаптации.

- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.

Сформированность УУД.

  1. Личностные УУД:

- Принятие социальной роли ученика;

- Сформированность внутренней позиции школьника;

- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;

- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

- Осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-Овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- Способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- Осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

- Освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД:

- Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- Возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Оценка эффективности реализации программы.

  1. Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.).
  2. Диагностика сформированности УУД включает в себя:

Коммуникативные УУД - Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) - «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)

Регулятивные УУД- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин); - Тест Тулуз-Пьрона.

Личностные УУД- «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой); - Тест «Лесенка» (В.Г. Щур); - Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)

Познавательные УУД - Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов).

Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек.

Пространственно-временная организация. Продолжительность занятий: 30 минут.

Периодичность встреч: 1 раз в неделю, в течение 9 месяцев.

 

Учебно-тематическое планирование «Я и школа» 1 «а», «б» класс

Название занятия

Ко-во час.

 

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

10

1

«Вводное занятие. С днем рождения, группа!».

1

2-3

Входная диагностика.

2

4

«Я и мое имя»

1

5-6

«Школьные правила»

2

7

«Собираем портфель»

1

8

«Школьные оценки»

1

9

«Подсказки и списывание»

1

10

«Что такое хорошо?»

1

 

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

10

11

«Мои эмоции»

1

12

"Мое настроение», «Конверты "Радости" и "Огорчений"»

1

13

«Радость – одна на всех»

1

14

«Чудо-дерево»

1

15

«Наши страхи»

1

16

«Грусть и печаль»

1

17

«Я контролирую себя»

1

18

«Слушай команду»

1

19

«Волшебная клетка»

1

20

«Планета эмоций»

1

 

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

7

21

«Что такое общение»

1

22

«Путешествие в страну «Понимание»»

1

23

«Я - доброжелательный»

1

24

«Волшебные средства взаимопонимания»

1

25

«Драки и обида»

1

26

«Мы поссорились и помирились»

1

27

«Застенчивость и Уверенность»

1

 

Раздел 4. Заключительная часть.

6

28-29

«Дерево дружбы»

2

30-31

Итоговая диагностика

2

32

Игра «Что я знаю про свою школу»

1

33

Итоговое занятие.

1

 

 

1-б всего 33 часа.

 

Календарно - тематическое планирование «Я и школа» 1 «а», «б» классы.

№п/п

Тема занятия

Кол-во час.

Дата 1-а

Дата 1-б

ИКТ

Примечание

 

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

10

 

 

 

 

1

«Вводное занятие. С днем рождения, группа!».

1

06.09

04.09

+

 

2-3

Входная диагностика.

2

13.09, 20.09

11.09, 18.09

+

 

4

«Я и мое имя»

1

27.09

25.09

+

 

5-6

«Школьные правила»

2

04.10, 11.10

02.09, 09.10

+

 

7

«Собираем портфель»

1

18.10

16.10

+

 

8

«Школьные оценки»

1

25.10

23.10

+

 

9

«Подсказки и списывание»

1

08.11

06.11

+

 

10

«Что такое хорошо?»

1

15.11

13.11

+

 

 

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

10

 

 

 

 

11

«Мои эмоции»

1

22.11

20.11

+

 

12

"Мое настроение", «Конверты "Радости" и "Огорчений"»

1

29.11

27.11

+

 

13

«Радость – одна на всех»

1

06.12

04.12

+

 

14

«Чудо-дерево»

1

13.12

1112

+

 

15

«Наши страхи»

1

20.12

1812

+

 

16

«Грусть и печаль»

1

27.12

25.12

+

 

17

«Я контролирую себя»

1

10.01

15.01

+

 

18

«Слушай команду»

1

17.01

22.01

+

 

19

«Волшебная клетка»

1

24.01

29.01

+

 

20

«Планета эмоций»

1

31.01

05.02

+

 

 

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

7

 

 

 

 

21

«Что такое общение»

1

07.02

19.02

+

 

22

«Путешествие в страну «Понимание»»

1

21.02

26.02

+

 

23

«Я - доброжелательный»

1

28.02

05.03

+

 

24

«Волшебные средства взаимопонимания»

1

07.03

12.03

+

 

25

«Драки и обида»

1

14.03

19.03

+

 

26

«Мы поссорились и помирились»

1

21.03

02.04

+

 

27

«Застенчивость и Уверенность»

1

04.04

09.04

+

 

 

Раздел 4. Заключительная часть.

6

 

 

 

 

28-29

«Дерево дружбы»

2

11.04, 18.04

16.04,23.04

+

 

30-31

Итоговая диагностика

2

25.04, 02.05

30.04,07.05

+

 

32

Игра «Что я знаю про свою школу»

2

16.05

14.05

+

 

33

Итоговое занятие.

1

23.05

21.05

+

 

 

Всего

 

33

33

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011. -144с.
  2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с
  3. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
  4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
  5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011. -240с.
  6. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. -М.: Олма-пресс, 2001. - 224 с.
  7. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ. Речь, 2007. – 240 с.
  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  10. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192