|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения __________Е.В. Марышева Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1
|
Утверждена приказом директора _______ Л.В. Гришина Приказ № 339 от 30.08. 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я и школа»
для 1 “а”, 1 “б” классов
на 2024-2025 учебный год
количество часов-33
Программу составил: Илюкович Людмила Николаевна
педагог-психолог
п. Красноармейский 2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и школа» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования для обучающихся 1–х классов МБОУ Красноармейской СОШ. Программа внеурочной деятельности в МБОУ Красноармейской СОШ разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
Программа «Я и школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения. Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко.
По учебному плану МБОУ Красноармейской СОШ на реализацию программы внеурочных занятий «Я и школа» отводится 1 час в неделю. Согласно годовому календарно-учебному графику МБОУ Красноармейской СОШ программа будет выполнена за 33 часа в каждом из 1-х классов.
Общая характеристика внеурочных занятий «Я и школа»
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я и школа!».
Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
Раздел 4. Заключительная часть.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
- Принятие социальной роли ученика;
- Сформированность внутренней позиции школьника;
- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- Осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-Овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
- Освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД:
- Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- Возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;
- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Оценка эффективности реализации программы.
Коммуникативные УУД - Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) - «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
Регулятивные УУД- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин); - Тест Тулуз-Пьрона.
Личностные УУД- «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой); - Тест «Лесенка» (В.Г. Щур); - Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)
Познавательные УУД - Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов).
Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек.
Пространственно-временная организация. Продолжительность занятий: 30 минут.
Периодичность встреч: 1 раз в неделю, в течение 9 месяцев.
Учебно-тематическое планирование «Я и школа» 1 «а», «б» класс
№ |
Название занятия |
Ко-во час. |
|
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни |
10 |
1 |
«Вводное занятие. С днем рождения, группа!». |
1 |
2-3 |
Входная диагностика. |
2 |
4 |
«Я и мое имя» |
1 |
5-6 |
«Школьные правила» |
2 |
7 |
«Собираем портфель» |
1 |
8 |
«Школьные оценки» |
1 |
9 |
«Подсказки и списывание» |
1 |
10 |
«Что такое хорошо?» |
1 |
|
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы |
10 |
11 |
«Мои эмоции» |
1 |
12 |
"Мое настроение», «Конверты "Радости" и "Огорчений"» |
1 |
13 |
«Радость – одна на всех» |
1 |
14 |
«Чудо-дерево» |
1 |
15 |
«Наши страхи» |
1 |
16 |
«Грусть и печаль» |
1 |
17 |
«Я контролирую себя» |
1 |
18 |
«Слушай команду» |
1 |
19 |
«Волшебная клетка» |
1 |
20 |
«Планета эмоций» |
1 |
|
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков |
7 |
21 |
«Что такое общение» |
1 |
22 |
«Путешествие в страну «Понимание»» |
1 |
23 |
«Я - доброжелательный» |
1 |
24 |
«Волшебные средства взаимопонимания» |
1 |
25 |
«Драки и обида» |
1 |
26 |
«Мы поссорились и помирились» |
1 |
27 |
«Застенчивость и Уверенность» |
1 |
|
Раздел 4. Заключительная часть. |
6 |
28-29 |
«Дерево дружбы» |
2 |
30-31 |
Итоговая диагностика |
2 |
32 |
Игра «Что я знаю про свою школу» |
1 |
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
1-б всего 33 часа. |
Календарно - тематическое планирование «Я и школа» 1 «а», «б» классы.
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во час. |
Дата 1-а |
Дата 1-б |
ИКТ |
Примечание |
|
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни |
10 |
|
|
|
|
1 |
«Вводное занятие. С днем рождения, группа!». |
1 |
06.09 |
04.09 |
+ |
|
2-3 |
Входная диагностика. |
2 |
13.09, 20.09 |
11.09, 18.09 |
+ |
|
4 |
«Я и мое имя» |
1 |
27.09 |
25.09 |
+ |
|
5-6 |
«Школьные правила» |
2 |
04.10, 11.10 |
02.09, 09.10 |
+ |
|
7 |
«Собираем портфель» |
1 |
18.10 |
16.10 |
+ |
|
8 |
«Школьные оценки» |
1 |
25.10 |
23.10 |
+ |
|
9 |
«Подсказки и списывание» |
1 |
08.11 |
06.11 |
+ |
|
10 |
«Что такое хорошо?» |
1 |
15.11 |
13.11 |
+ |
|
|
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы |
10 |
|
|
|
|
11 |
«Мои эмоции» |
1 |
22.11 |
20.11 |
+ |
|
12 |
"Мое настроение", «Конверты "Радости" и "Огорчений"» |
1 |
29.11 |
27.11 |
+ |
|
13 |
«Радость – одна на всех» |
1 |
06.12 |
04.12 |
+ |
|
14 |
«Чудо-дерево» |
1 |
13.12 |
1112 |
+ |
|
15 |
«Наши страхи» |
1 |
20.12 |
1812 |
+ |
|
16 |
«Грусть и печаль» |
1 |
27.12 |
25.12 |
+ |
|
17 |
«Я контролирую себя» |
1 |
10.01 |
15.01 |
+ |
|
18 |
«Слушай команду» |
1 |
17.01 |
22.01 |
+ |
|
19 |
«Волшебная клетка» |
1 |
24.01 |
29.01 |
+ |
|
20 |
«Планета эмоций» |
1 |
31.01 |
05.02 |
+ |
|
|
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков |
7 |
|
|
|
|
21 |
«Что такое общение» |
1 |
07.02 |
19.02 |
+ |
|
22 |
«Путешествие в страну «Понимание»» |
1 |
21.02 |
26.02 |
+ |
|
23 |
«Я - доброжелательный» |
1 |
28.02 |
05.03 |
+ |
|
24 |
«Волшебные средства взаимопонимания» |
1 |
07.03 |
12.03 |
+ |
|
25 |
«Драки и обида» |
1 |
14.03 |
19.03 |
+ |
|
26 |
«Мы поссорились и помирились» |
1 |
21.03 |
02.04 |
+ |
|
27 |
«Застенчивость и Уверенность» |
1 |
04.04 |
09.04 |
+ |
|
|
Раздел 4. Заключительная часть. |
6 |
|
|
|
|
28-29 |
«Дерево дружбы» |
2 |
11.04, 18.04 |
16.04,23.04 |
+ |
|
30-31 |
Итоговая диагностика |
2 |
25.04, 02.05 |
30.04,07.05 |
+ |
|
32 |
Игра «Что я знаю про свою школу» |
2 |
16.05 |
14.05 |
+ |
|
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
23.05 |
21.05 |
+ |
|
|
Всего |
|
33 |
33 |
|
|
Список использованной литературы