|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 29 .08. 2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора ___________Л.В.Гришина Приказ № 339 от 30.08.2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Орлята России »
для 1б класса
на 2024-2025 учебный год
количество часов- 33
Программу составила: Любименко Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1-4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром«Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. –Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и
основываются на российских базовых национальных ценностях.
п.Красноармейский
2024 г
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1-4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром«Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. –Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и
основываются на российских базовых национальных ценностях.
В учебном плане МБОУ Красноармейской СОШ на 2024 – 2025учебный год на реализацию программы в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2024-2025 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа.
Актуальность Программы « Орлята России »
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты по курсу «Орлята России» ( из Программы). Предполагаемые результаты курса. Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми 125 разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
Духовно-нравственное воспитание:
Эстетическое воспитание:
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
Ценности научного познания:
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Универсальные учебные регулятивные действия:
Предметные результаты:
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
Планируемые результаты по курсу «Орлята России» в 1 классе.
Личностные результаты: уважительное и доброжелательное отношение друг к другу; уважительное отношение к людям труда, гордость за великих российских мастеров; уважение к достоинству человека, нравственно-этические нормы поведения и соблюдение правил межличностных отношений; ценностное отношение к укреплению здоровья человека; экологическая культура школьника; чувство сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края.
Метапредметные результаты : − коммуникативные: проявление инициативности, активности, самостоятельности; умение проявлять этику общения; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; − познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение делать выводы по предложенной педагогом информации;
− регулятивные: умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение действовать согласно составленному плану и соотносить результат действия с поставленной задачей; планировать действия по решению практической задачи для получения результата.
Предметные результаты:
Умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
Содержание курса внеурочной деятельности «Орлята России» в 1 классе.
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
А построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 4занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный « Орлятский урок », который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учѐта разницы в регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не семестрами/ триместрами.
Трек «Орлѐнок – Лидер». Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» . Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года .
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» . Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ пп |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Старт программы |
4 ч |
https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/H Qghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw |
|
Орлёнок – Лидер |
4 ч |
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g |
|
Орлёнок – Эрудит |
4 ч |
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ |
|
Орлёнок – Мастер |
4 ч |
https://orlyatarussia.ru/library/29 |
|
Орлёнок – Доброволец |
4 ч |
https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ |
|
Орлёнок – Спортсмен |
4 ч |
https://orlyatarussia.ru/library/29 |
|
Орлёнок – Эколог |
4 ч |
https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw |
|
Орлёнок – Хранитель исторической памяти |
4 ч |
https://orlyatarussia.ru/library/29 |
|
Подведение итогов
|
1ч |
|
|
Итого: |
33ч |
|
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
|||
Подготовительный этап к участию в Программе- 4 ч |
|
|
|||||
1.
|
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» |
1 |
03.09 |
|
|||
2.
|
«Мы будем друзьями в классе» |
1 |
10.09 |
|
|||
3.
|
«Правила настоящих друзей» |
1 |
17.09 |
|
|||
4.
|
Вводный Орлятский урок |
1 |
24.09 |
|
|||
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч. |
|
|
|||||
5.
|
«Кто такой эрудит?» |
1 |
01.10 |
|
|||
6.
|
«Всезнайка» |
1 |
08.10 |
|
|||
7.
|
«Встреча с интересным эрудитом – книгой» |
1 |
15.10 |
|
|||
8.
|
«Подведём итоги» |
1 |
22.10 |
|
|||
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч. |
|
|
|||||
9.
|
«От слова к делу» |
1 |
05.11 |
|
|||
10.
|
«Спешить на помощь безвозмездно» |
1 |
12.11 |
|
|||
11.
|
«Доброволец – это доброе сердце» |
1 |
19.11 |
|
|||
12.
|
«Подведём итоги» |
1 |
26.11 |
|
|||
«Орлёнок – Мастер» 4 ч. |
|
|
|||||
13.
|
«Мастер – это…» |
1 |
03.12 |
|
|||
14.
|
«Мастерская Деда Мороза …» |
1 |
10.12 |
|
|||
15.
|
«Класс мастеров» |
1 |
17.12 |
|
|||
16.
|
«Классная ёлка» |
1 |
24.12 |
|
|||
«Орлёнок – Спортсмен» 4 ч. |
|
||||||
17.
|
«Утро мы начнём с зарядки» |
1 |
14.01 |
|
|||
18.
|
«Сто затей для всех друзей |
1 |
21.01 |
|
|||
19.
|
«Весёлые старты» |
1 |
28.01 |
|
|||
20.
|
«Азбука здоровья» |
1 |
04.02 |
|
|||
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч. |
|
|
|||||
21.
|
«Орлёнок – хранитель исторической памяти» |
1 |
18.02 |
|
|||
22.
|
«История школы – моя история» |
1 |
25.02 |
|
|||
23.
|
«Поход в музей» |
1 |
04.03 |
|
|||
24.
|
«Историческое чаепитие» |
1 |
11.03 |
|
|||
25.
|
«ЭКОЛОГиЯ» |
1 |
18.03 |
|
|||
26.
|
«В гости к природе» |
1 |
01.04 |
|
|||
27.
|
«Мы друзья природе» |
1 |
08.04 |
|
|||
28.
|
«Орлята – экологи» |
1 |
15.04 |
|
|||
«Орлёнок – Лидер» 4 ч. |
|
|
24.09 |
||||
29.
|
«Лидер – это…» |
1 |
22.04 |
|
|||
30.
|
«Я хочу быть лидером!» |
1 |
29.04 |
|
|||
31.
|
«С командой действую!» |
1 |
06.05 |
|
|||
32.
|
«Мы дружный класс» |
1 |
13.05 |
|
|||
Подведение итогов 1ч. |
|
||||||
33.
|
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году
|
1 |
20.05 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33ч. |
|
|
||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-v-programme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3. Учебно-методический комплект для 1 класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4. Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/
6. Построение курса внеурочной деятельности 4 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4-klassa-/
7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
Электронная библиотека сайта «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель