Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом директора школы
школьного педагогического совета _______________Л.В.Гришина
методического объединения от 30.08.2024 протокол №2
______________Е.В.Марышева Приказ №339 от 30.08.2024 г
Протокол №1 от 29.08 2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Культуры Дона»
для 2Б класса
на 2024-2025 учебный год
количество часов-34
УЧИТЕЛЬ: Серова Светлана Алексеевна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культуры Дона» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Культуры Дона: от «А» до «Я»».
п.Красноармейский
2024 г
- Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
- Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
- Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
- Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
- Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
- Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
- Устава школы;
-Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культуры Дона» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Культуры Дона: от «А» до «Я»»
Программа "Культуры Дона: от А до Я» направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям Донского края, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.
Цель данной программы: воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры.
- Основные задачи программы:
- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами музыки, театральных постановок, изобразительного искусства, скульптуры и танцев, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры на примерах культуры казачества
- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского искусства;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры казачества;
- расширение представления учащихся об особенностях материальной жизни жителей Дона - казаков;
- обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры.
-
На изучение предмета «Культура Дона» во 2 классе в учебном плане МБОУ Красноармейской СОШ на 2024-2025 учебный год отводится 1 час в неделю (34 ч. в год)
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ
на 2024-2025 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательная деятельность данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий.
Формируемые личностные и метапредметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Регулятивные
|
у обучающегося будут сформированы:
|
обучающийся научиться:
|
- чувство гордости за культуру и искусство малой Родины – Донского края, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству Донского края;
- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру донского края (духовной и материальной культуре, семье, людям);
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина Донского края, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой
- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;
- эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
|
- видеть и воспринимать проявления художественной культуры Дона в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
- использовать различные материалы для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование),
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе
- распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
|
- общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активно использовать язык изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
- выражать свое мнение о культуре Дона, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ;
- контролировать свои действия в коллективной работе (исследования, проектах, импровизациях, инсценировках, играх и т.п.), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
- организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи..
|
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе реализации программы «Культуры Дона: от А до Я» лежит системно-деятельный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока (занятия) предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
- Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
- Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию Донского края в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного края, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
- Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Учебно - тематическое планирование
№п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
1
|
Введение
Зачем человеку культура
|
1
|
2
|
Материальная культура казачества Дона
|
10
|
3
|
Духовная культура казачества Дона
|
10
|
4
|
Изобразительное искусство Дона
|
9
|
5
|
Музыкальное искусство Дона
|
4
|
|
|
34ч
|
Календарно-тематическое планирование курса 2 года обучения
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Примечание
|
1
|
Вводный урок. Зачем человеку культура
|
1
|
5.09
|
|
2
|
Буква «А» - аккорд
|
1
|
12.09
|
|
3
|
Буква «А» - абстракция
|
1
|
19.09
|
|
4
|
Буква «А» - анимация
|
1
|
26.09
|
|
5
|
Буква «Г» - гравюра
|
1
|
3.10
|
|
6-7
|
Буква «Ж» - живопись
|
2
|
10.10
17.10
|
|
8
|
Буква «К» - каллиграфия
|
1
|
24.10
|
|
9
|
Буква «К» -карикатура
|
1
|
7.11
|
|
10-11
|
Буква «К» - костюм: традиции и символика. Костюм казачек
|
2
|
14.11
21.11
|
|
12-13
|
Буква «К» - костюм: традиции и символика. Костюм казаков
|
2
|
28.11
5.12
|
|
14-15
|
Буква «Л» - литература Дона: писатель-краевед
|
2
|
12.12
19.12
|
|
16
|
Словарь донского казачества
|
1
|
26.01
|
|
17
|
Буква «М» - музеи Дона
|
1
|
9.01
|
|
18
|
Буква «М» - классическая музыка Дона
|
1
|
16.01
|
|
19
|
Буква «М» - музыкальные инструменты казаков
|
1
|
23.01
|
|
20-21
|
Буква «О» - орнамент
|
2
|
30.01
6.02
|
|
22
|
Буква «П» - памятники Дона
|
1
|
13.02
|
|
23-24
|
Буква «П» - пейзаж
|
2
|
20.02
27.02
|
|
25
|
Буква «П» - песня донская казачья
|
1
|
6.03
|
|
26
|
Буква «П» - питание: казачья трапеза
|
1
|
13.03
|
|
27
|
Буква «С» - спорт
|
1
|
20.03
|
|
28
|
Буква «Т» - танец
|
1
|
3.04
|
|
29
|
Буква «Т» - народные традиции казачества: казачьи символы и знаки
|
1
|
10.04
|
|
30
|
Буква «Ф» - донское фотоискусство
|
1
|
17.05
|
|
31
|
Буква «Х» - художественная роспись
|
1
|
24.04
|
|
32
|
Буква «Ц» - цирковое искусство на Дону
|
1
|
8.05
|
|
33
|
Буква «Ч» - чеканное искусство на Дону
|
1
|
15.05
|
|
34
|
Буква «Я» - ярмарка на Дону
|
1
|
22.05
|
|