ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 10:33, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 29 августа 2024 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

от 30 августа 2024 г.

Утверждена

приказом директора

___________Л.В. Гришина

Приказ № 339

от 30 августа 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

для 2Б класса

на 2024-2025 учебный год

количество часов – 34

 

Программу составила: Серова Светлана Алексеевна,

первая квалификационная категория

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность»составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2024 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
  • Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
  • Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
  • Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
  • Устава школы;
  • -Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

Программа «Функциональная грамотность»составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Задачи программы:

  • развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
  • развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
  • развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
  • развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).

Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

Место курса внеурочной деятельности в структуре учебного плана:

программа реализуется в работе с обучающимися 2 классов. В 2024–2025 учебном году запланировано проведение 34 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Содержание программы 2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Про полевого хомяка.

Про бобров.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

3.

Креативное мышление

1

1

История со словом «фотоальбом».

Рассказы по картинкам.

 

 

Итого

2

 

 

3.

Финансовая грамотность

1

1

 

1

1

 

1

1

1

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

7

 

 

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

 

1

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

7

 

 

5.

Глобальная компетентность

1

 

1

Комплексное задание «Футбол и дружба»

Комплексное задание «Случай в гостях»

 

 

Итого

2

 

 

 

Итого

34

 

 

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата

проведения

Примечание

Теория

Практика

Читательская грамотность

 

  1.  

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

0,5

0,5

05.09.

12.09.

19.09.

26.09.

03.10.

10.10.

17.10.

24.10.

 

  1.  

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про бобров.

1

0,5

0,5

 

Математическая грамотность

 

  1.  

Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

07.11.

14.11.

21.11.

28.11.

05.12.

12.12.

19.12.

26.12.

 

  1.  

Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про крота.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про ежа.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Бобры строители.

1

0,5

0,5

 

Креативное мышление

 

  1.  

История со словом «фотоальбом».

1

0,5

0,5

28.12

09.01.

 

  1.  

Рассказы по картинкам

1

0,5

0,5

 

Финансовая грамотность

 

  1.  

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

16.01.

23.01.

30.01.

06.02.

13.02.

20.02.

27.02

 

  1.  

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Банковская карта.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Безопасность денег на банковской карте.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про кредиты.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про вклады.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

 

Естественно-научная грамотность

 

  1.  

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

06.03.

13.03.

20.03

03.04.

10.04.

17.04.

24.04

 

  1.  

Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Лисьи норы.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Корень часть растения.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Занимательные особенности яблока.

1

0,5

0,5

 

  1.  

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

 

Глобальная компетентность

 

  1.  

Комплексное задание «Футбол и дружба»

1

0,5

0,5

15.05.

22.05.

 

  1.  

Комплексное задание «Случай в гостях»

1

0,5

0,5

 

 

Итого:

34

17

17