|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 29 августа 2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 30 августа 2024 г. |
Утверждена приказом директора ___________Л.В. Гришина Приказ № 339 от 30 августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 2Б класса
на 2024-2025 учебный год
количество часов – 34
Программу составила: Серова Светлана Алексеевна,
первая квалификационная категория
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность»составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
п. Красноармейский
2024 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
Программа «Функциональная грамотность»составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи программы:
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Место курса внеурочной деятельности в структуре учебного плана:
программа реализуется в работе с обучающимися 2 классов. В 2024–2025 учебном году запланировано проведение 34 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
2. |
Математическая грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
3. |
Креативное мышление |
1 1 |
История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. |
|
|
Итого |
2 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1
1 1
1 1 1 |
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
4. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 1
1 |
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
7 |
|
|
5. |
Глобальная компетентность |
1
1 |
Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» |
|
|
Итого |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Дата проведения |
Примечание |
|
Теория |
Практика |
|||||
Читательская грамотность |
|
|||||
|
Михаил Пришвин. Беличья память. |
1 |
0,5 |
0,5 |
05.09. 12.09. 19.09. 26.09. 03.10. 10.10. 17.10. 24.10. |
|
|
И. Соколов-Микитов. В берлоге. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Лев Толстой. Зайцы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Николай Сладков. Веселая игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Обыкновенные кроты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Эдуард Шим. Тяжкий труд. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про полевого хомяка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про бобров. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Математическая грамотность |
|
|||||
|
Про беличьи запасы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
07.11. 14.11. 21.11. 28.11. 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. |
|
|
Медвежье потомство. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про зайчат и зайчиху. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Лисьи забавы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про крота. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про ежа. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про полевого хомяка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Бобры строители. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Креативное мышление |
|
|||||
|
История со словом «фотоальбом». |
1 |
0,5 |
0,5 |
28.12 09.01. |
|
|
Рассказы по картинкам |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Финансовая грамотность |
|
|||||
|
Беличьи деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.01. 23.01. 30.01. 06.02. 13.02. 20.02. 27.02 |
|
|
Поврежденные и фальшивые деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Банковская карта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Безопасность денег на банковской карте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про кредиты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про вклады. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Ловушки для денег. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Естественно-научная грамотность |
|
|||||
|
Про белочку и погоду. |
1 |
0,5 |
0,5 |
06.03. 13.03. 20.03 03.04. 10.04. 17.04. 24.04 |
|
|
Лесные сладкоежки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про зайчишку и овощи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Лисьи норы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Корень часть растения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Занимательные особенности яблока. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Про хомяка и его запасы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Глобальная компетентность |
|
|||||
|
Комплексное задание «Футбол и дружба» |
1 |
0,5 |
0,5 |
15.05. 22.05. |
|
|
Комплексное задание «Случай в гостях» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
|