ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 10:39, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 29 .08. 2024 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 30. 08. 2024 г.

Утверждена

приказом директора

___________Л.В. Гришина

Приказ № 339

от 30 .08.2024 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Орлята России»

для 2 б класса

на 2024-2025 учебный год

количество часов – 34

 

Программу составила: Серова Светлана Алексеевна,

первая квалификационная категория

 

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1-4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы

развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром«Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. –Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.

 

 

 

 

п. Красноармейский

2024 г.

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
  • Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
  • Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
  • Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
  • Устава школы;
  • -Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

В учебном плане МБОУ Красноармейской СОШ на 2024 – 2025 учебный год на реализацию программы во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Красноармейской СОШ на 2024-2025 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа.

 

Характеристика курса внеурочной деятельности: программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Внеурочные занятия «Орлята России» направлены на формирование гражданской и патриотической позиции обучающегося, создание условий для самопознания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение обучающимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью. Занятия способствуют формированию у ребѐнка младшего школьного возраста социально - ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Цель изучения курса внеурочной деятельности: удовлетворение потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Задачи изучения курса внеурочной деятельности:

  • воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
  • основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
  • содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
  • бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
  • открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
  • равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.

Место курса внеурочной деятельности в структуре учебного плана:

программа реализуется в работе с обучающимися 2 классов. В 2024–2025 учебном году запланировано проведение 34 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основной формат внеурочных занятий «Орлята России» – разговор и (или) беседа с обучающимися, экскурсии, игры, викторины, встречи со старожилами, праздники, работа в музее.

УМК курса внеурочной деятельности для педагога:

https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/

Учебно-методический комплект 2 класса в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В. – Краснодар: 2023 г.

Содержание

Трек «Орлёнок – Лидер»

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

Трек «Орлёнок - Эрудит»

Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека - конверт-копилка

Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок – Мастер»

Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.

Трек «Орлёнок – Доброволец»

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека - Круг Добра. Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

Трек «Орлёнок - Спортсмен»

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни). Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок – Эколог»

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – Рюкзачок эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом «Мы - хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи.

Мы (класс) – хранители своих достижений.

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

 

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.

По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:

  • понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины - России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан

России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

  • применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
  • демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • готовность к саморазвитию и к самообразованию;
  • потребность в самовыражении;
  • формирование ответственного отношения к порученному делу;
  • развития опыта участия в социально значимом труде;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • оптимизм в восприятии мира;
  • позитивная моральная самооценка.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание, включая постановку новых целей;
  • умение определять проблемные ситуации;
  • умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
  • умение составлять план работы;
  • умение планировать пути достижения целей, поиска информации; адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
  • умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить логическое рассуждение;
  • умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной

задачи;

  • умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач; умение представлять, информацию для других.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
  • умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции воспитанников;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при выработке общего решения;
  • умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
  • умение сравнивать разные точки зрения;
  • овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы;
  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
  • применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
  • демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

1

Старт программы

1

https://orlyatarussia.ru/

2

Орлёнок – Лидер

5

https://orlyatarussia.ru/

3

Орлёнок – Эрудит

4

https://orlyatarussia.ru/

4

Орлёнок – Мастер

5

https://orlyatarussia.ru/

5

Орлёнок – Доброволец

4

https://orlyatarussia.ru/

6

Орлёнок – Спортсмен

5

https://orlyatarussia.ru/

7

Орлёнок – Эколог

4

https://orlyatarussia.ru/

8

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

6

https://orlyatarussia.ru/

Всего: 34 часа

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Даты

проведения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

план

факт

 

1

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе.

04.09

 

 

https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg

https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA

https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg

 

Орлёнок -Лидер

2

«Лидер – это …»

11.09

 

 

 

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg

https://m.vk.com/orlyata_rus

 

3

«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»

18.09

 

4

«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»

25.09

 

5

КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

02.10

 

6

«Мы дружный класс!»

09.10

 

Орлёнок – Эрудит

 

7

«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»

16.10

 

https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q

 

https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

 

8

«Игра – это полезно и интересно»

«Эрудит – это широкий кругозор»

23.10

 

9

«Твори!Выдумывай! Пробуй!»

КТД «Играй, учись и узнавай»

06.11

 

 

10

Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий»

13.11

 

Орлёнок – Мастер

11

«Мастер – это…»

20.11

 

 

https://m.vk.com/orlyata_rus

 

12

«Россия мастеровая»

27.11

 

13

«Город Мастеров» «В гости к мастерам»

04.12

 

14

«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»

11.12

 

15

«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги

18.12

 

Орлёнок – Доброволец

16

«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»

25.12

 

https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

 

https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

 

17

КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»

15.01

 

18

Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!»

22.01

 

19

«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца»

29.01

 

Орлёнок – Спортсмен

20

«Движение – жизнь!»

05.02

 

https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng

https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw

https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q

https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg

 

21

«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»

12.02

 

22

«Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное»

19.02

 

23

Спортивная игра «Книга рекордов», «Встреча – подарок»

26.02

 

24

«Азбука здоровья»

05.03

 

Орлёнок – Эколог

25

«ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии»

12.03

 

https://youtu.be/XASw1OSWHYI

https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA

https://yandex.ru/video/preview/16333807734058529771

 

26

«Мой след на планете»

КТД «Знаю, умею, действую»

19.03

 

27

Экологический квест «Ключи природы»

02.04

 

28

Игра по станциям

«Путешествие в природу»

09.04

 

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

29

«Орлёнок – хранитель исторической памяти»

16.04

 

http://www.multirussia.ru/index.php?id=34

 

30

«Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя»

23.04

 

31

«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе»

30.04

 

32

КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России»

07.05

 

33

« Мы – хранители»

14.05

 

34

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году

21.05

 

 

Всего: 34 часа