ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 10:45, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

учителей математики, информатики и физики

Руководитель ШМО

____________ А.С. Петросян

Протокол № 1

от «28» августа 2024г

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

___________ Л.В. Гришина

Приказ №339

от « 30» августа 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

естественнонаучной направленности

«Байтик»

для обучающихся 3 классов

 

Срок реализации: 2024-2025 учебный год

 

 

Составитель: Петросян Наталья Николаевна

учитель физики, информатики, астрономии, высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский ‌​2024

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
  • Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
  • Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
  • Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
  • Устава школы;
  • -Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

 

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Программа Байтик представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверх доверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики..

Программа курса состоит :

 

  • 3 класс «Мастер печатных» - 34 часа (1раз в неделю);

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей

 

детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.

 

Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Цель начального курса информатики – не только обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения образования в основной школе, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся

с учѐтом специфики предмета (информатика), направленную:

  1. На формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (7,5–11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно- образное и предметно-действенное мышление.
  2. На развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
  3. На овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, исследовать их

 

структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.

  • Операционная система Windows 7
  • Графический редактор Paint
  • Текстовый редактор Microsoft Word 10
  • Компьютерная программа «МИР ИНФОРМАТИКИ»
  • Редактор Power Point
  • Логические и обучающие игры

 

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Работа за компьютером (10-15 мин)
  6. Релаксация (1 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин)

 

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся 2 - 4 годов обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, само регуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование кружка «Байтик»

.

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.

Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.).

 

Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.

Цель

 

Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.

Задачи направлены на

 

  • Развитие навыков работы в текстовом редакторе.
  • Овладение навыков набора компьютерного текста.
  • Поддержку мотивации маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи.
  • Формирование навыка использования полученные знания, умения, навыки в жизни.

В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt, а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).

 

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

 

Компьютер и его устройства (2 часа)

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики»

Текстовый редактор Word (31 час)

 

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.

 

 

Тема

Часы

Дата

Примечание

3а

3б

1

Правили техники

безопасности

1

04.09

04.09

 

2

Компьютер и его составляющие.

Первое

знакомство. Программы.

1

11.09

11.09

 

3

Компьютер и его составляющие.

Первое знакомство. Программы.

1

18.09

18.09

 

 

4

Текстовый редактор Word.

Первое знакомство.

Вызов программы.

1

25.09

25.09

 

5

Клавиатура. Основные клавиши

1

02.10

02.10

 

6

Клавиатура. Основные клавиши

1

09.10

09.10

 

7

Инструментарий программы. Меню

«Файл»

1

16.10

16.10

 

8

Редактирование текста. Меню

«Главная»

1

23.10

23.10

 

9

Редактирование текста. Меню

«Главная»

1

06.11

06.11

 

10

Редактирование текста. Меню

«Главная»

1

13.11

13.11

 

11

Набор текста.

1

20.11

20.11

 

12

Набор текста.

1

27.11

27.11

 

13

Набор текста.

1

04.12

04.12

 

14

Набор текста.

1

11.12

11.12

 

15

Меню «Вставка».

Создание грамоты.

1

18.12

18.12

 

16

Меню «Вставка».

Создание грамоты.

1

25.12

25.12

 

17

Меню «Вставка».

Создание грамоты.

1

15.01

15.01

 

18

Составление рисунка

1

22.01

22.01

 

19

Составление

рисунка

1

29.01

29.01

 

20

Меню «Вставка».

Составляем поздравительную

1

05.02

05.02

 

 

 

открытку.

 

 

 

 

21

Меню «Вставка».

Составляем

поздравительную открытку.

1

12.02

12.02

 

22

Меню «Вставка».

Составляем поздравительную открытку.

1

19.02

19.02

 

23

Меню «Вставка».

Составляем поздравительную открытку.

1

26.02

26.02

 

24

Оформление

сочинения.

1

05.03

05.03

 

25

Оформление

сочинения.

1

12.03

12.03

 

26

Оформление

сочинения.

1

19.03

19.03

 

27

Создание компьютерного рисунка в текстовом

редакторе. Схемы.

1

02.04

02.04

 

28

Создание компьютерного рисунка в текстовом

редакторе. Схемы.

1

09.04

09.04

 

29

Брошюра.

Оформление.

1

16.04

16.04

 

30

Творческий проект. Оформить брошюру.

1

23.04

23.04

 

31

Творческий проект. Оформить брошюру.

1

30.04

30.04

 

32

Творческий проект. Оформить брошюру.

1

07.05

07.05

 

33

Творческий проект. Оформить брошюру.

1

14.05

14.05

 

34

Итоговое занятие

1

21.05

21.05

 

 

 

 

Формирование универсальных учебных действий

 

На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно

 

выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

 

 

Метапредметные Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • сбор информации;
  • обработка информации (с помощью ИКТ);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приѐмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

 

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

 

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

 

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Список литературы

  1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. – Киев. 1993.
  2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. – Н. Новгород, 1991.
  3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. – М., 1992.
  4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1987.
  5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. – Майкоп, 1998.
  6. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. – 1994. –

№5.

  1. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. – Вильнюс, 1990.
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
  3. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.
  4. Леонов В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
  5. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
  6. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
  7. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
  8. Ковалько В. И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  9. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
  10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02. рег. №3997

 

Сайты сети интернет

    1. http://standart.edu.ru/
    2. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
    3. http://koshki-mishki.ru/n4-9.html

Электронные пособия

  1. Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие = СD. Москва. Академкнига/Учебник 2004г.
  2. Мир информатики 1 -2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия
  3. Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия