|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТЕНО на заседании школьного методического объединения ___________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 20 .08. 2024 г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 1
|
УТВЕРЖДЕНО приказом директора ___________Л.В. Гришина Приказ № от 30 .08.2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
для 3 б класса
на 2024-2025 учебный год
количество часов – 34
Программу составила: Филатова Лидия Ивановна,
высшая квалификационная категория
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования
п. Красноармейский
2024 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, с учетом требований следующих нормативных документов:
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
Содержание программы
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов на изучение |
1 |
Блок «Читательская грамотность» |
8 |
2 |
Блок «Естественно-научная грамотность»
|
9 |
3 |
Блок «Финансовая грамотность»
|
8 |
4 |
Блок «Математическая грамотность»
|
9 |
Итого
|
34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
Приме чание |
|
|||
|
|||||||
По плану |
По факту |
|
|||||
Блок «Читательская грамотность» (8 ч) |
|
||||||
|
Про дождевого червяка |
2.09 |
|
|
|
||
|
Кальций |
9.09 |
|
|
|
||
|
Сколько весит облако? |
16.09 |
|
|
|
||
|
Хлеб – всему голова |
23.09 |
|
|
|
||
|
Про мел |
30.09 |
|
|
|
||
|
Про мыло |
7.10 |
|
|
|
||
|
История свечи |
14.10 |
|
|
|
||
|
Магнит |
21.10 |
|
|
|
||
Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч) |
|
11.11 |
|||||
|
Дождевые черви |
11.11 |
|
|
|
||
|
Полезный кальций |
18.11 |
|
|
|
||
|
Про облака |
25.11 |
|
|
|
||
|
Про хлеб и дрожжи |
2.12 |
|
|
|
||
|
Интересное вещество – мел |
9.12 |
|
|
|
||
|
Чем интересно мыло и как оно «работает» |
16.12 |
|
|
|
||
|
Про свечи |
23.12 |
|
|
|
||
|
Волшебный магнит |
28.12 |
|
|
|
||
|
Проверь себя |
13.01 |
|
|
|
||
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч) |
|
27.01 |
|||||
|
Что такое «бюджет»? |
20.01 |
|
|
|
||
|
Семейный бюджет |
3.02 |
|
|
|
||
|
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата |
10.02 |
|
|
|
||
|
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия |
17.02 |
|
|
|
||
|
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш |
24.02 |
|
|
|
||
|
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов |
3.03 |
|
|
|
||
|
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи |
10.03 |
|
|
|
||
|
Как сэкономить семейные деньги? |
17.03 |
|
|
|
||
Блок «Математическая грамотность» (9 ч) |
|
14.04 |
|||||
|
Расходы и доходы бюджета |
31.03 |
|
|
|
||
|
Планируем семейный бюджет |
7.04 |
|
|
|
||
|
Подсчитываем семейный доход |
14.04 |
|
|
|
||
|
Пенсии и пособия |
21.04 |
|
|
|
||
|
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы |
28.04 |
|
|
|
||
|
Подсчитываем расходы |
5.05 |
|
|
|
||
|
Расходы на обязательные платежи |
12.05 |
|
|
|
||
|
Подсчитываем сэкономленные деньги |
19.05 |
|
|
|
||
|
Проверь себя |
26.05 |
|
|
|