ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 12:58, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрена Принята Утверждена

на заседании школьного на заседании приказом директора

методического объединения педагогического совета ___________ Л.В. Гришина

_____________ Д.М. Савина Протокол №1 Приказ № 339

  • №1 от «29» августа 2024 г. от «30» августа 2024 г.

от «26» августа 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Медиа-класс »

для 6 «А» класса

на 2024-2025 учебный год

количество часов-68

 

Программу составил:

учитель Кравченко Анастасия Николаевна

 

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский

2024 г

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Медиа-класс» разработана для учащихся 6 «А» класса во 2-ой половине дня в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
  • Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
  • Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
  • Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
  • Устава школы;
  • -Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

Цель программы: формирование и развитие у обучающихся коммуникативных умений, необходимых для грамотного восприятия и анализа медиапродуктов, создания собственных проектов массмедиа.

Задачи:

-формировать и развивать базовые знания и умения в области медиажурналистики для поиска и решения учебных, социальных, личностных проблем;

-стимулировать и развивать самостоятельную познавательную активность обучающихся, навыки учебного сотрудничества, коммуникативные умения;

-формировать социальные компетентности, личностные качества, профессиональные интересы.

Актуальность программы обусловлена тем, что выпускник школы должен быть не только информационно, но и медиаграмотным. Современные школьники –активные участники информационного пространства, и для их комфортного существования в такой среде необходимо формировать умения понимать, создавать, оценивать медиатекст. Медиаобразование направлено на изучение различных видов медиатекстов, для чего требуется владение специальными навыками анализа и технологиями (например, фото-, видео-, киносъемки и монтажа). Данные навыки развиваются путем восприятия и анализа фильмов, телепередач, страниц Интернета, изучения особого языка визуальных экранных искусств, развития самодеятельного журналистского и медиатворчества.

Программа направлена:

-на формирование медиакультуры школьника как достойного собеседника, соблюдающего правила виртуального общения, понимающего требования к языковой личности интернет-пользователя;

- создание условий для интеллектуального и духовного развития школьника;

-развитие мотивации к познанию и творчеству; -развитие способности создавать грамотные и содержательные тексты различных видов;

-формирование условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

-обеспечение эмоционального благополучия и уверенности в себе обучающихся;-приобщение к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического здоровья.

Программа рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 1 часу.

Реализация программы возможна как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

 

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

 

Личностные универсальные учебные действия:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-умение адаптироваться в конкретной социальной среде.

Метапредметные универсальные учебные действия:

-планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные созданию медиапродукта;

-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем анализа, сопоставления; использовать алгоритмы, формулировать выводы;

-выдвигать гипотезы, использовать метод эксперимента и метод моделирования ситуации; приемы наблюдения;

-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; использовать языковые, визуальные средства, адекватные обсуждаемой проблеме; -создавать свой собственный продукт соответственно социальному запросу, конкретной ситуации;

-презентовать продукт массмедиа;

-критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; реконструировать их основания;

-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;

-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

-применять некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

-использовать специальные приемы работы в медиасреде при создании собственного продукта массмедиа;

-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Раздел 1. Грамотная коммуникация в социальной группе.

Тема 1. Введение. Интернет – зло или добро?

Просмотр программы «Культурная революция. Последняя надежда на счастье – Интернет». Обсуждение программы. После просмотра программы предполагается обсуждение. Обучающиеся высказывают свое мнение, делятся опытом, приходят к разным выводам.

Тема 2.Неоэтикет. Правила поведения в медиапространстве, соцсетях.

Понятие «неоэтикет». Способы общения в интернет-пространстве. Правила поведения в медиапространстве, соцсетях. Этикетные нормы устного и письменного общения. Составление памятки для интернет-пользователя в соцсетях. Выявление общих правил общения в медиапространстве.

Тема 3. Практика. Создание листовки «Вредные советы для общения в соцсетях».

Обучающиеся работают в творческих группах. Учитель осуществляет консультации.

Тема 4. Интерактивная беседа в библиотеке «Социальные сети».

С учениками обсуждают правила поведения в соцсетях, меры защит своего пространства, создание паролей. Рассказывают о психологии дистанционной коммуникации.

Тема 5. Пост в социальной группе. Жанровые особенности.

Роль и значение поста и репоста в социальной группе. Влиние качества поста на положительную динамику групп. Содержательный контент постов. Пост как достижение определенной цели. Инструкция по созданию поста. Анализ содержательного контента. Использование рабочих листов.

Тема 6. Практика. Составление советов перед публикацией поста.

Обучающиеся самостоятельно работают над созданием листа советов по публикации поста на странице в соцгруппе. Составляют чек-лист. Обязательно освещается вопрос о троллинге: понятии «троллинг» как социальной провокации в сетевой коммуникации способах противостояния данному явлению. Разговор можно провести с работником библиотеки, вынести на обсуждение на классном часе. Проблема «троллинг как явление культуры» может быть вариантом занятия.

Тема 7. Практика. Создание поста. Пост в социальной группе.

Обучающиеся создают пост «Зависимость от виртуального общения». Размещают его в группе класса. Обсуждают пост в группе вместе с учителем, который является подписчиком группы.

Раздел 2. Ролик как средство воздействия на аудиторию.

Тема 8. Творческая встреча с организаторами и участниками конкурса «Социальные ролики»

Особый видеожанр-социальный ролик. Встреча с организаторами и участниками конкурса «Социальные ролики». Встреча проводится на базе школы, организатором является учитель. Он направляет беседу, так как главная задача обучающихя – не просто посмотреть ролики, а сделать выводы о необходимости достижения качества продукта. Тема 9. Организация конкурса «Социальные ролики». Значимость конкурса «Социальные ролики». Этапы подготовки к конкурсу. Положение о конкурсе. Список организованных мероприятий конкурса. Групповая и коллективная работа. Тема 10. Создание проект-плана подготовки и проведения мероприятия «Социальные ролики». Памятки для участников конкурса. Проект-план мероприятия. Тема 11. Практика. Создание проект-плана мероприятия «Социальные ролики». Ученики самостоятельно продолжают работу над проект-планом. Учитель дает консультации по составлению проект-плана. Также выполняется индивидуальное задание по завершению работы над памяткой. Тема 12. Мастер-класс по созданию социального видеоролика. Рассказ профессионала об особенностях и тонкостях работы. Особое внимание уделяется разработки темы, планам. Тема 13. Практика. Проведение опроса. Обучающиеся проводят опрос в группах (подростки, старшеклассники, родители, учителя, пожилые люди). Материал опроса фиксируется в таблице. Аудиоматериал переводится в текстовый, затем преобразуется в таблицу. Для работы ученикам необходимы диктофон, печатные таблиц. Тема 14. Тематические блоки жанра. Проблема будущего видеопродукта. Видео- и текстовый материал. Классификация материала. Коллективная, индивидуальная работа. Тема 15. Рецензирование социальных роликов. Конкурсные ролики. Достоинства и недочеты конкурсных работ. Оценка объективности судейства. Тема 16. Путешествие в город профессий. 18 Внеурочное занятие можно провести по-разному. Так как в программе запланирован ролик о профессии, то вбрано посещение города профессий. Можно организовать встречу с представителями определенных профессий, посмотреть ролики о профессиях. Если тема ролика отличается, необходимо поддерживающее внеаудиторное занятие. Ученики должны узнать дополнительную информацию по теме, над которой работают. Они должны осознать, что для создания видеопродукта социальной направленности обязательно надо собрать материал. Темы 17-18 сюжет и содержательный контент видеопродукта. Тема, содержание ролика. Сюжет видеоролика. Основной слоган. Сценарий видеоролика. Тема 19. Консультация. Преподаватель проводит выборочно консультации по доработке сюжета. Тема 20. Практика. Создание тематического социального ролика для конкурса. Самостоятельная работа по созданию социального ролика. Репетиции, проведение съемок, подбор музыки. Тема 21. Мастер – класс по техническому обеспечению. Коллективная работа, индивидуальный подход. Проводится видеоурок, ли на мастер-класс приглашается учитель информатики (старшеклассник). Продолжение самостоятельной работ по созданию социального ролика. Монтаж, наложение музыки, эффектов. Тема 23. Предпоказ социального ролика. Демонстрация социального ролика. Анализ и обсуждение готового материала 9сравнение, сопоставление, исправление ошибок). Тема 24. Пиар-кампания по продвижению продукта. Особенности пиар-компании по продвижению продукта. Список мероприятий по продвижению продукта. Необходимо, чтобы обучающиеся осознали важность пиар-мероприятий по продвижению итогового продукта. На ярких примерах можно показать потенциальные возможности данной работы. Школьники отбирают приемлемы варианты рекламы, которые возможно осуществить в рамках определенной среды. Тема 25. Практика. Пиар-кампания по продвижению продута. Обучающиеся создают рекламную листовку, календарь; публикуют на сайте школ статьи; осуществляют рассылку электронных писем-просьб о просмотре ролике. Тема 26. Работа над итоговым мероприятием. 19 Организационные мероприятия по проведению итогового мероприятия. Список поручений. Очень важный этап работы, формирующий уровень ответственности обучающихся за организацию общешкольного мероприятия. Тема 27. Пиар-кампания по продвижению фестиваля. Проведение игры на повторение материала. Составление списка мероприятий по продвижению мероприятия. Необходимо акцентировать внимание на возможностях обучающихся; учитывать время, которое осталось до мероприятия; важно во время подготовки не упустить потенциальных зрителей и показать, что в них заинтересованы; фиксировать выполнение поручений в листе учителя; следить за временем выполнения задания. Тема 28. Работа над итоговым мероприятием. Консультации. Сценарий мероприятия. Консультации с преподавателем группы, ответственной за сценарий. Репетиция выступления. Решение коммуникативных ситуаций. Тема 29. Практика. Работа над итоговым мероприятием. Доработка сценария. Сценарный план. Пиар-кампания по продвижению мероприятия. Проверка технической готовности аппаратуры. Приглашение гостей. Преподаватель проводит консультации во время занятия. Важно четко составить карту поручений и прописать ответственных и сроки выполнения. Тема 30. Практика. Работа над итоговым мероприятием. Доработка презентации. Работа по карте поручений. Самостоятельная подготовка мероприятия. Тема 31. Мероприятие «Фестиваль социальных роликов» Проведение под руководством преподавателя итогового мероприятия «Социальные ролики» по сценарию. Тема 32. Посещение видеофестиваля. Посещение классом фестиваля короткометражных фильмов. Раздел 3. Итоговый проект. Тема 33. Создание видеопроекта. Поздравление выпускникам. Работают над созданием видеопоздравления «Будка гласности» для выпускников на празднике последнего звонка. Тема 34. Защита проекта «Виват, выпускники!». 20 Показ видеоролика на празднике последнего звонка и защита проекта. Выяснение планов на будущее. Вторая часть занятия проходит в свободной форме.

 

Календарно-тематическое планирование

программы «Медиакласс» на 2024-2025 учебный год

 

п/п

Наименование раздела и учебных тем

Дата

 

Материально-техническое оснащение

1-2

Введение. Интернет – зло или добро?

5.09.2024

АРМ

3-4

Неоэтикет. Правила поведения в медиапространстве, соцсетях.

12.09.2024

АРМ

5-6

Практика. Создание листовки «Вредные советы общения в соцсетях»

19.09.2024

АРМ,

интернет-ресурсы

7-8

Интерактивная беседа в библиотеке «Социальные сети»

26.09.2024

АРМ,

интернет-ресурсы,

схема

9-10

Пост в социальной группе. Жанровые особенности.

3.10.2024

АРМ,

интернет-ресурсы,

схема

11-12

Практика. Составление советов перед публикацией поста

10.10.2024

АРМ,

интернет-ресурсы

13-14

Практика. Создание поста. Пост в социальной группе.

17.10.2024

АРМ

15-16

Творческая встреча

24.10.2024

АРМ,

интернет-ресурсы

17-18

Организация конкурса «Социальные ролики».

7.11.2024

АРМ,

интернет-ресурсы,

схема

19-20

Создание проекта-плана подготовки и проведения мероприятия «Социальные ролики»

14.11.2024

АРМ,

интернет-ресурсы, семейные архивы

21-22

Практика. Создание проект-плана мероприятия «Социальные ролики»

21.11.2024

АРМ,

интернет-ресурсы, семейные архивы

23-24

Мастер-класс по созданию социального ролика

28.11.2024

АРМ,

интернет-ресурсы, семейные архивы

25-26

Практика. Проведение опроса.

5.12.2024

АРМ,

интернет-ресурсы, фотографии

27-28

Тематические блоки жанра

12.12.2024

АРМ,

интернет-ресурсы

29-30

Рецензирование социальных роликов

19.12.2024

АРМ,
интернет-ресурсы

31-32

Путешествие в город профессий

26.12.2024

АРМ,

интернет-ресурсы,

схема

33-34

Сюжет и содержательный контент видеопродукта

28.12.2024

 

АРМ

35-36

Консультация

9.01.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

37-38

Практика. Создание тематического социального ролика для конкурса

16.01.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

39-40

Мастер-класс по техническому обеспечению

23.01.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

41-42

Практика. Создание тематического социального ролика для конкурса

30.01.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

43-44

Предпоказ социального ролика

6.02.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

45-46

Пиар-кампания по продвижению продукта

13.02.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

47-48

Практика. Пиар-кампания по продвижению продукта

20.02.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

49-50

Работа над итоговым мероприятием

27.02.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

51-52

Медиа и человечество: их влияние друг на друга

6.03.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

53-54

Пресса. Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, и в современном российском обществе.

13.03.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

55-56

Ролевая игра «Новости»

20.03.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

57-58

Социальная реклама

3.04.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

59-60

Дискуссия. Анализ кадров, фотографий (социальное направление).

10.04.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

61-62

Фоторепортаж. Знакомство с видами фоторепортажа. Фотопанорама.

17.04.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

63-64

Основы видеомонтажа. Монтаж сюжета

24.04.2025

 

 

АРМ,

интернет-ресурсы

65-66

Монтаж сюжета. Монтаж новостей

15.05.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

67-68

Зачётная работа «Я – фотограф»

22.05.2025

АРМ,

интернет-ресурсы

Всего часов по программе

68