|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________А.С. Петросян Протокол № 1 от 26 .08. 2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора ___________Л.В.Гришина Приказ № 339 от 30 .08.2024г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Семьеведение »
для 10 класса
на 2024-2025учебный год
количество часов- 34
Программу составила: Бушнева Ольга Федоровна
Классный руководитель
п.Красноармейский
2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические изыскания немыслимы без постоянной интеграции выводов и результатов исследований специалистов разных областей знания для формирования внутреннего мира ребенка, правильного видения им окружающей действительности. При этом одним из важнейших путей взросления ученика является познание своего места в семье. Его погружение в мир внутрисемейных отношений, изучение семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Для понимания и объяснения современного состояния института семьи в России, прогнозирования тенденций его развития в контексте мирового сообщества немаловажное значение имеет изучение курса «Семьеведение». Данный курс представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Это необходимо в связи с тем обстоятельством, что семья является первейшим институтом социализации личности. Государство как основной гарант формирования и функционирования семьи осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.
Материалы данного курса помимо их прямого назначения в учебном процессе могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы в воспитательной работе с учащимися, быть адаптированы к деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;
– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ - ХХI веках;
– комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учётом перехода российского общества от традиционной к современной модели семейных отношений.
Обучающийся должен знать:
Обучающийся должен уметь:
1. Организация встреч с представителями различных типов семей – многодетными, творческими, приёмными и т.д.;
2. Подготовка рефератов, докладов по темам занятий, их защита;
3. Подготовка презентации своей семьи – её генеалогического древа, профессионального, личностного портретов;
4. Участие школьников в разного рода конференциях и конкурсах – внутришкольных, городских, районных, республиканских;
5. Организация экскурсий в социальные учреждения – приюты, детские дома, интернаты для ознакомления с практикой оказания социальной помощи сиротам;
6. Подготовка и проведение мероприятий в классе, школе – Дня семьи (15 мая), Дня пожилого человека (1 октября), Дня защиты детей (1 июня), Дня матери (29 ноября), Дня отца (18 июня) с целью пропаганды ценностей традиционной семьи и брака в аудитории учащихся и их родителей;
7. Проведение учебных занятий, разного рода мероприятий в отделе ЗАГС в ходе изучения правовых основ брака и семьи.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10классов. Возраст обучающихся 16-17 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.
Тематическое планирование на 2024-2025уч.год
№№ |
Тема занятия |
Содержание |
Планируемая дата |
/1 |
Вводное занятие |
Введение в дисциплину. «Семьеведение» в Татарстане. Постановка целей и задач курса. Выбор тем для рефератов и докладов. |
06.09. 24 |
22 |
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера |
Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак. |
13.09. |
33 |
День пожилого человека (1 октября) |
Знакомство с Притчей о старости. Повествование о пожилых родственниках. |
20.09. |
44 |
День пожилого человека (1 октября) |
Сочинение «Отношение к пожилым людям». |
27.09. |
55 |
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы.
|
Анализ объективных и субъек-тивных мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке. |
04.10. |
6 |
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе. |
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения». |
11.10. |
57 |
Понятие семьи, её про-исхождения как социа-льного института. Роль семьи в обществе. |
Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе. |
18.10. |
68 |
Структура семьи, её социальные типы и модели. |
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах. |
25.10. |
99 |
Демографическая ситуация в мире. |
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира. |
08.11. |
610 |
Социально-демографи-ческие особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации. |
Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в институте семьи. |
15.11. |
911 |
День матери |
Изучение культа материнства в различных культурах |
22.11. |
112 |
День матери (29 ноября) |
Ученицы (девочки) пишут сочинение «Какой мамой я буду», ученики – «Моя мама – самая любимая!» Учащиеся готовят рассказы о своих мамах. |
29.11. |
113 |
Семейные отношения как объект права |
Изучение Семейного кодекса РФ. |
06.12. |
14 |
Порядок заключения и расторжения брака. |
Встреча с сотрудниками отдела ЗАГС, изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния. |
13.12. |
115 |
Права и обязанности родителей и детей. |
Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей. |
20.12. |
116 |
Семейный бюджет. |
Разработка собственного бюджета семьи, анализ раз-личных вариантов расходов и доходов семейного бюджета. |
27.12. |
117 |
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье
|
Обсуждение экономической ценности ребёнка, родителя. |
10.01. 25 |
118 |
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей. |
Анализ роли детей в современ-ных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десяти-летий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка. |
17.01. |
119 |
Семья как среда общения и воспитания.
|
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина. |
24.01. |
120 |
Типы воспитания детей родителями. |
Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора. |
31.01. |
221 |
День отца (18 июня) |
Изучение понятия и места отцовства в различных культурах |
07.02. |
222 |
День отца (18 июня) |
Ученики (мальчики) пишут сочинение «Каким я буду отцом для своих детей?», ученицы – «Что я думаю о роли отца в семье». |
14.02. |
223 |
Типы семей с негатив-ным воспитательным потенциалом. |
Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитатель-ного воздействия со стороны родителей. |
21.02. |
224 |
Тактики семейного вос-питания в различных типах семьи.
|
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе раз-личных типов семьи: с одним родителем, с присутствием бабушки, бабушки и дедушки в семье, в семье однодетной, среднедетной, многодетной и т.д. |
28.02. |
225 |
Альтернативные формы брака и семьи. |
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке. |
07.03. |
226 |
Тенденции, причины развития альтернатив-ных форм брачно-семейных отношений
|
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире. |
14.03. |
227 |
День семьи (15 мая) |
Изучение понятия и места отцовства в различных культурах |
21.03. |
228 |
День семьи (15 мая) |
Работа над созданием презента-ции о своей семье – её генеало-гического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей. |
04.04. |
229 |
День семьи (15 мая) |
Написание эссе на тему «Счастливая семья – какая она?» |
11.04. |
330 |
Значение семейных ценностей в современном мире. |
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценнос-тей в западных и восточных странах мира. |
18.04. |
331 |
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны |
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны» |
25.04. |
332 |
День защиты детей (1 июня) |
Подготовка презентаций о своём детстве |
16.05. |
333 |
День защиты детей (1 июня) |
написание эссе на тему «Кто и от чего должен защитить современных детей?» |
23.05. |
334 |
Заключительный урок. |
Подведение итогов. |
27.05. |
Список используемых источников и литературы:
исследования. 2014. № 9. С. 85-97.