ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 14:16, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании на заседании приказом директора школы

школьного педагогического совета _______________Л.В.Гришина

методического объединения от 29.08.2024 протокол № 2

______________С.А. Серова приказ № 339 от 30.08.2024г

протокол № 1 от 29.08. 2024г

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юные шахматисты»

для 2б класса

на 2023-2024 учебный год

количество часов - 34.

 

Программу составила Пустоварова Оксана Викторовна.

 

Программа «Юные шахматисты» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования третьего поколения на основании авторского курса «Юный шахматист», разработанного И.Г.Сухиным (М., Баласс, 2012г)

 

 

 

 

 

 

 

п.Красноармейский

 

2024г

 

Пояснительная записка

 

Содержание и структура воспитания и внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях регулируется следующими нормативно-правовыми актами и рекомендациями:

- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 16 апреля 2022 года).

- Федеральный закон от 24. 07. 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 27. 07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

- Федеральный закон от 29. 12. 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

- Федеральный закон от 27. 07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

- Указ Президента Российской Федерации от 21. 07. 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

- Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

- Указ Президента Российской Федерации от 02. 07. 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26. 12. 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. 12. 2015 г. № 2471-р «Концепция информационной безопасности детей»

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24. 12. 2013 г. № 2506-р «Концепция развития математического образования в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31. 03. 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 г.).

План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р).

Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г

 

 

Рабочая программа составлена на основе:

-примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15; 1/15(далее- ПООП НОО)

--примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г; 1/15(далее- ПООП ООО)

- Приказа по МБОУ Красноармейской СОШ от 31.08.2018 №310года «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ Красноармейской СОШ».

- примерной программы начального образования, автор­ской программы курса И.Г. Сухина «Юный шахматист».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель курса – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

 

Задачи:

-развитие внимания и мотивации школьника;

-развитие наглядно-образного мышления;

-организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

- включение учащихся в разностороннюю деятельность

-формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

-воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости

и настойчивости в достижении результата.

 

Общая характеристика курса

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа «Юный шахматист» разработана для учащихся младших классов и неразрывно связана с образовательной программой начальной школы. Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 0,5 часа в неделю. Согласно календарному плану МБОУ Красноармейской СОШ программа будет выполнена за 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания

Проблема формирования здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника.

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Содержание курса

Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

 

Результаты освоения курса

Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов:

 

Личностные УУД:

- развитие любознательности и сообразительности;

- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- развитие наглядно-образного мышления и логики.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться работать по предложенному плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные результаты:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

-определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Планируемые результаты:

- овладение навыками игры в шахматы;

- интеллектуальное развитие детей;

- результативное участие в соревнованиях различных уровней.

 

 

 

 

 

 

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

  • уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;
  • защищать свои фигуры от нападения и угроз;
  • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
  • ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
  • разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
  • реализовать большое материальное преимущество.

 

 

Тематическое планирование.

 

Тема раздела

Количество часов

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

2

Практико- соревновательная деятельность

13ч

Итого

34ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование ( 34 часа)

 

 

Дата

Тема урока

Содержание урока

1.

03.09

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов

2.

10.09

Шахматные фигуры (повторение).

Повторение материала первого года обучения

3.

17.09

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

Повторение материала первого года обучения

4.

24.09

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей.

Повторение материала первого года обучения

5.

01.10

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и

такими действиями против угроз партнёра, как уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

6.

08.10

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением

7.

15.10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6

8.

22.10

Тактический прием «двойной удар».

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,

способами нанесения двойного удара различными фигурами

9.

05.11

Тактический прием «связка».

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

10.

12.11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9

11.

19.11

Тактический прием «ловля фигуры».

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения

12.

26.11

Тактический прием «сквозной удар».

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения

13.

03.12

Мат на последней горизонтали.

Слабость последней горизонтали, «форточка»

14.

10.12

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13

15.

17.12

Тактический прием «открытый шах».

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения

16.

24.12

Тактический прием «двойной шах»

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения

17.

14.01

Шахматный турнир.

Игровая практика

18.

21.01

Шахматный турнир.

Игровая практика

19.

28.01

Шахматный турнир.

Игровая практика

20.

04.02

Шахматный турнир.

Игровая практика

21.

11.02

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля»

22.

18.02

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

23.

25.02

Основы игры в дебюте: атака на короля

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра

24.

04.03

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

25.

11.03

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса

26.

18.03

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

27.

01.04

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

28.

08.04

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких шахматных партий

29.

15.04

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25

30.

22.04

Шахматный турнир.

Игровая практика

31.

29.04

Шахматный турнир.

Игровая практика

32.

06.05

Шахматный турнир.

Игровая практика

33.

13.05

Шахматный турнир.

Игровая практика

34.

20.05

Шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика