|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом директора школы
школьного педагогического совета _______________Л.В.Гришина
методического объединения от 29.08.2024 протокол № 2
______________С.А. Серова приказ № 339 от 30.08.2022г
протокол № 1 от 29.08. 2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы читательской грамотности»
для 9а класса
на 2024-2025 учебный год
количество часов - 34.
Программу составила Пустоварова Оксана Викторовна.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования третьего поколения на основании образовательных программ для общеобразовательных учреждений.
п.Красноармейский
2024г
Пояснительная записка
Содержание и структура воспитания и внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях регулируется следующими нормативно-правовыми актами и рекомендациями:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 16 апреля 2022 года).
- Федеральный закон от 24. 07. 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27. 07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 29. 12. 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Федеральный закон от 27. 07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Указ Президента Российской Федерации от 21. 07. 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 02. 07. 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26. 12. 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. 12. 2015 г. № 2471-р «Концепция информационной безопасности детей»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24. 12. 2013 г. № 2506-р «Концепция развития математического образования в Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31. 03. 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 г.).
План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р).
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Основы читательской грамотности» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.Согласно календарному плану МБОУ Красноармейской СОШ программа будет реализована за 33 часа. Данный курс разработан для учащихся 9А класса, соответствует запросам учащихся, направлен на формирование функциональной грамотности.
В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в обществе, а также в самой базовой парадигме научного знания. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию и модернизации образования.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть суммарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Основная задача по формированию функциональной грамотности - способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Актуальность вопроса: Функциональная грамотность
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
С функциональной грамотностью связана
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Цель курса: обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в личный опыт. Умение читать и писать уже не может считаться способностью, приобретенной в младших классах, теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Задачи курса:
• осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
• уметь извлекать информацию из разных источников;
• учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
• уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
• уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
• реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом;
работать с официально-деловыми документами и грамотно составлять их.
Содержание программы:
1)Функциональное чтение. Это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения); Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
2)Диалог с текстом
Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является способность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором), задавая вопросы.
Работа с текстом позволяет:
Выделять главную мысль текста или его частей
Понимать информацию, содержащуюся в тексте
Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования
Применять информацию из текста в изменённой ситуации
Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
Ключевые умения работы с текстом:
-умение найти связь предложений в тексте;
- умение анализировать структуру текста;
- умение вычленить главную информацию в тексте;
- умение работать с неявно заданной информацией;
- умение проанализировать информацию или условия задачи;
- умение оценивать достаточность представленной информации;
- умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
- умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.
3) Креативное и критическое мышление
Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи:
-активизации познавательной деятельности обучающегося;
-развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;
-информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
-умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
4) Составление официально-деловых документов
В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления бумаг разного рода, писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов. Данный раздел программы посвящен различным видам деловых бумаг, а также рассматривает структуру и составление различных документов. Благодаря формированию функциональной грамотности обучение русскому языку в средней школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средних специальных и высших учебных заведениях.
Предметный результат, формируемый при изучении курса: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации,
· дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу,
· оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в этой области и определения определенного класса проблем в социальной практике.
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
сформированность ценностного отношения к чтению;
· совершенствование читательского навыка;
· развитие эстетического вкуса;
· формирование развивающего круга чтения;
· воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
умении эффективно использовать различные стратегии работы с текстом;
· обращении к различным информационным источникам;
· объективно оценивать достоверность и значимость информации;
· освоить опыт проектной ( исследовательской) деятельности;
· умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
· подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
·умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,использовать в самостоятельной деятельности;
умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;
· сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков;
представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько существенных признаков,
Планируемые результаты
Поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Оценка информации
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность
научиться критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
№ п/п |
Тема урока |
Колво часов |
Дата |
Функциональное чтение |
|||
1 |
Что такое функциональное чтение? Трехфазовый процесс чтения: раскрытие содержания, интерпретация текста, создание собственного смысла. |
1 |
04.09 |
2 |
Виды и типы чтения: ( Ознакомительное чтение; Изучающее чтение; Аналитическое чтение; Просмотровое чтение; Поисковое чтение; Выборочное чтение; Рефлексивное чтение) |
1 |
11.09 |
3 |
Виды и типы чтения |
1 |
18.09 |
4 |
Скорочтение. |
1 |
25.09 |
Диалог с текстом |
|||
5 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность, связность текста. |
1 |
02.10 |
6 |
Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста |
1 |
09.10 |
7 |
Три уровня информации в тексте (фактуальная, подтекстовая, концептуальная). |
1 |
16.10 |
8 |
Информационная обработка письменных текстов. |
1 |
23.10 |
9 |
Форматы текста (сплошной, несплошной, смешанный, гипертекст). Типы текстов. |
1 |
06.11 |
10 |
Стиль текста. Стилевые особенности. |
1 |
13.11 |
11 |
Приемы осмысления текста (вопросы к тексту, составление сводной таблицы, тезисов, графической схемы, плана, комментированное чтение). |
1 |
20.11 |
12 |
Речеведческий анализ текста. Овладение приемами совершенствования и редактирования текста. |
1 |
27.11 |
13 |
Комплексный анализ текста. |
1 |
04.12 |
14 |
Создание устного или письменного текста разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров. |
1 |
11.12 |
15 |
Работа с различными источниками информации ( учебники, словари, справочники, научно-популярная, художественная литература) |
1 |
18.12 |
Креативное и критическое мышление |
|||
16 |
Что такое критическое мышление? Ключевая позиция креативного и критического мышления в современной жизни. |
1 |
25.12 |
17 |
Поиск и осмысление информации ( Двойной дневник,Сюжетная таблица, Таблица-синтез) |
1 |
15.01 |
18 |
Поиск и осмысление информации ( Двойной дневник,Сюжетная таблица, Таблица-синтез) |
1 |
22.01 |
19 |
Обобщение и систематизация информации (Кластер, Интеллекткарта) |
1 |
29.01 |
20 |
Обобщение и систематизация информации (Кластер, Интеллекткарта) |
1 |
05.02 |
21 |
Составление текста объявления, текста заявления и объяснительной записки. |
1 |
12.02 |
22 |
Структура служебной записки,докладной записки. |
1 |
19.02 |
23 |
Составление доверенности, расписки. Структура доверенности |
1 |
26.02 |
24 |
Структура протокола. Структура выписки из протокола. |
1 |
05.03 |
25 |
Характеристика. Структура характеристики. |
1 |
12.03 |
26 |
Написание апелляции. Особенности оформления. |
1 |
19.03 |
27 |
Написание автобиографии |
1 |
02.04 |
28 |
Написание резюме. Структура резюме |
1 |
09.04 |
29 |
Общие сведения о других видах деловых бумаг: протокол, договор. Структура документов |
1 |
16.04 |
30 |
Составление кассационной жалобы |
1 |
23.04 |
31 |
Написание письма: сопроводительное письмо, письмоподтверждение, письмо-сообщение, письмо-приглашение. |
1 |
07.05 |
32 |
Реклама. План рекламы. |
1 |
14.05 |
33 |
Практическая работа по составлению официально-деловых документов. |
1 |
21.05 |
34 |
Практическая работа по составлению официально-деловых документов. |
1 |
- |
Литература:
1) Божович Е.Д. Критерии понимания текста школьниками//Русский язык в школе. – 2010 - №10.
2)Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум 8-11 классы.-М.: Астрель, 2001.
3)Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М., 1981.
4) Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. :Баласс, 2012.
5) Пономарева Л.Д. Речетворческий анализ художественного текста на уроках русского языка.//Русский язык в школе - 2010 - №10.
6) Формирование функциональной грамотности.8-11 класс. Сборник задач по русскому языку. Учебное пособие.-М.: Просвещение,2018г