|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения ___________А.С. Петросян Протокол № 1 от 26 .08. 2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора ___________Л.В.Гришина Приказ № 339 от 30 .08.2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Математическая грамотность »
для 9б класса
на 2024-2025учебный год
количество часов- 34
Программу составила: Бушнева Ольга Федоровна
учитель математики
п.Красноармейский
2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана для обучающихся 9 классов. На изучение курса «Математическая грамотность» в 9 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» имеет общеинтеллектуальное направление.
Актуальность курса
Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического образования в развитии способности оперировать любой системой представления информации становиться ключевой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность.
Цель курса:
формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи курса:
-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;
-выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики;
-формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы;
-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Предметные результаты:
Виды внеурочной деятельности и режим занятий
Виды внеурочной деятельности, применяемые при изучении курса «Математическая грамотность»:
-игровая деятельность
-познавательная деятельность
-проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
Содержание программы Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.
Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего, час |
1 |
Математика в повседневной жизни |
10 |
2 |
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ |
6 |
3 |
Математика и общество |
6 |
4 |
Задачи на чертежах |
6 |
5 |
Математика и профессии |
6 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы занятий |
Планируемые результаты |
Дата |
|||
Математика в повседневной жизни (10 ч.) |
||||||
1 |
Чтение чертежей |
Извлекать и интерпретировать информацию. Работать с социально значимой информацией: обсуждать, высказывать мнение; уважительно относиться к чужим идеям. Уметь решать задачи из реальной практики, применять вычислительные навыки при решении практических задач. Выполнять сбор информации в несложных случаях. Выполнять вычисления с реальными данными. |
02.09.24 |
|||
2 |
Участок |
09.09. |
||||
3 |
Практическая работа по теме |
16.09. |
||||
|
«Участок» |
|||||
4 |
Задача про «Шины» |
23.09. |
||||
5 |
Практическая работа по теме |
30.09. |
||||
|
«Шины» |
|||||
6 |
Покупки |
07.10. |
||||
7 |
Решение задач на покупки |
14.10. |
||||
8 |
Карманные расходы |
21.10. |
||||
9 |
Практическая работа по теме |
11.11. |
||||
|
|
|
||||
|
расходы» |
|
||||
10 |
Проектная работа по теме |
18.11. |
||||
|
«Математика в повседневной |
|||||
|
жизни» |
|||||
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч) |
||||||
11 |
Геометрические фигуры |
Развивать поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Уметь делать выводы и доказывать формулы, анализировать формулы, решать текстовые количественные и качественные задачи, выполнять задания по разграничению понятий. |
25.11. |
|||
12 |
Упражнения, направленные на освоение терминологии |
02.12. |
||||
13 |
Верные утверждения |
и |
09.09. |
09.12. |
||
14 |
Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде |
16.12. |
||||
15 |
Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде |
|
23.12. |
|||
16 |
Проверочная работа по теме «Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» |
13.01.25 |
||||
Математика и общество (6 ч) |
||||||
17 |
Права человека |
Обсуждать на уроке различную информацию. Уметь применять вычислительные навыки при решении практических
|
20.01. |
|||
18 |
Практическая работа по теме «Права человека» |
27.01. |
||||
19 |
Охрана окружающей среды |
03.02. |
||||
20 |
Межкультурная коммуникация |
10.02. |
||||
21 |
Проектная работа по теме «Математика и общество» |
17.02. |
||||
22 |
Проверочная работа по теме «Математика и общество» |
24.02. |
||||
Задачи на чертежах (6 ч) |
||||||
23 |
Задачи на готовых чертежах |
Организовывать индивидуальную учебную деятельность. Конструировать различные алгоритмы воспроизведения рисунков, построенных с помощью треугольников, прямоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Конструировать орнаменты и паркеты. |
03.03. |
|||
24 |
Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж |
10.03. |
||||
25 |
Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой |
17.03. |
||||
26 |
Геометрия на клетчатой бумаге |
31.03. |
||||
27 |
Геометрия на клетчатой бумаге |
07.04. |
||||
28 |
Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» |
14.04. |
||||
Математика и профессии (6 ч) |
||||||
29 |
Математика в профессиональной деятельности |
Решать задачи из реальной жизни, выполнять сбор информации, развивать способность, планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
21.04. |
|||
30 |
Математика в профессиональной деятельности моих родителей |
28.04. |
||||
31 |
Математические задачи в профессиях |
05.05. |
||||
32 |
Проектная работа по теме «Математика и профессии» |
12.05. |
||||
33 |
Промежуточная аттестация в форме творческой работы |
19.05. |
||||
34 |
Защита проектов |
26.05. |
||||
Список литературы
Интернет-ресурсы: