|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНА методическим объединением учителей математики, информатики и физики Руководитель ШМО ____________ А.С. Петросян Протокол № 1 от «28» августа 2024г |
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета Протокол № от «29» августа 2024 г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы ___________ Л.В. Гришина Приказ №339 от « 30» августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Школьный центр космических услуг»
для обучающихся 8 классов
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Составитель: Петросян Александр Сергеевич
учитель физики, информатики, астрономии, высшей квалификационной категории
п. Красноармейский 2024
Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Кружок «Школьный центр космических услуг» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Применение геоинформационных и космических технологий в образовании дает возможность доступа к электронным картам, базам данных и другой интересной информации в любом месте при наличии компьютера, планшета, телефона, сети «Интернет» или другой доступной информационной среды. При этом, учащиеся могут сами создавать на базе электронных карт и космических снимков геоинформационные проекты разнообразной тематической направленности.
Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является еѐ направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
Возраст обучающихся: обучающиеся 14-15 лет.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и имеет теоретический и практический модуль. Общее количество часов по программе составляет 34 часа.
− практические(работа в системе ГИС РО);
− словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
− наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);
− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даѐтся часть готового знания;
− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;
− исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;
− иллюстративно-объяснительные;
− репродуктивные;
− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;
− индуктивные, дедуктивные.
Цель:вовлечение обучающихся в проектную деятельность,разработка научно- исследовательских и инженерных проектов.
обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Программа реализуется:
Подходы к формированию программы:
- Компетентностный. Формирование готовности обучающихся самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
- Системный. Методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение обучающегося как целостного множества элементов из отношений и различных связей между ними.
- Диалогический. Организация процесса с учѐтом принципа диалога, субъект-субъектных отношений.
- Проблемный. Формирование программы с позиций комплексного и модульного представления еѐ структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, способствующим целевым ориентирам развития.
- Культурологический. Организация процесса с учѐтом потенциала культуросообразного содержания дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (обязательно проверить разбиение по личностным, предметным и т. д.)
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности, обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):
– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;
– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
– умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
– сформированность мотивации к учебной деятельности;
– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений,способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Метапредметные результаты
География
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
Наглядная геометрия Геометрические фигуры Выпускник научится:
- оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырѐхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
Выпускник научится:
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.
Информатика
Выпускник научится:
- различать виды информации по способам еѐ восприятия человеком и по способам еѐ представления на материальных носителях;
- приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всѐм образовательном процессе):
- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные разделы программы учебного курса
Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять еѐ в своей повседневной жизни.
Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГИС РО. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.
Обучающиеся примут участие в конкурсе «Живая карта».
Учащиеся примут участие в межшкольной викторине «Геоинформационные технологии», проводимой Министерством информационных технологий и связи РО. Проведение внутришкольных викторин приуроченных ко дню космонавтики.
Создание своей карты, работа с картой РО и своей местности, измерение объектов, поиск объектов по заданным координатам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Примечание |
||
план |
факт |
|||||
1 |
Что такое ГИС? |
04.09 |
|
1 |
|
|
2 |
Уровни ГИС |
11.09 |
|
1 |
|
|
3 |
Область использования ГИС |
18.09 |
|
1 |
|
|
4 |
Что позволяет обеспечить ГИС? |
25.09 |
|
1 |
|
|
5 |
Как работает ГИС? |
02.10 |
|
1 |
|
|
6 |
История создания ГИС |
09.10 |
|
1 |
|
|
7-8 |
Работа в |
учебном |
16.10 |
|
2 |
|
|
модуле ГИС |
|
23.10 |
|
||
9 |
Создание картографических слоев |
06.11 |
|
1 |
|
|
10 |
День геоинформационных систем |
13.11 |
|
1 |
|
|
11 |
Работа с объекта |
карточкой |
20.11 |
|
1 |
|
12 |
Создание карты своей области |
27.11 |
|
1 |
|
|
13- |
Реализация проекта |
04.12 11.12 18.12 |
|
6 |
|
|
18 |
«Живая карта» |
25.12 15.01 22.01 |
|
|||
19 |
Викторина «Геоинформационные технологии» |
29.01 |
|
1 |
|
|
20 |
Викторина «Мир твоими |
05.02 |
|
1 |
|
|
глазами» |
|
|
|
|
21- |
Работа с картой на |
12.02 19.02 |
|
2 |
|
23 |
учебной платформе ГИС |
26.02 |
|
||
|
РО |
|
|
||
24 |
Работа с картой своей местности |
05.03 |
|
1 |
|
25 |
Измерение объектов |
12.03 |
|
1 |
|
26- |
Проект «Виртуальная |
19.03 |
|
2 |
|
27 |
экскурсия по местам |
02.04 |
|
||
|
боевой славы Дона» |
|
|
||
28 |
Викторина «Знатоки космоса» |
09.04 |
|
1 |
|
29 |
Викторина «Дорога в космос» |
16.04 |
|
1 |
|
30- |
Реализация проектов по |
23.04 30.04 07.05 |
|
4 |
|
34 |
программе ШЦКУ |
14.05 |
|
||
|
ВСЕГО |
|
|
34 |
|
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕНИЕ
Рабочие платформы:
Использование браузера ресурсов:
Работа в проекции WGS 84 / Pseudo-Mercator
4.Акустические системы