ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 14:43, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

учителей математики, информатики и физики

Руководитель ШМО

____________ А.С. Петросян

Протокол № 1

от «28» августа 2024г

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

___________ Л.В. Гришина

Приказ №339

от « 30» августа 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

естественнонаучной направленности

«Школьный центр космических услуг»

для обучающихся 8 классов

 

Срок реализации: 2024-2025 учебный год

 

 

Составитель: Петросян Александр Сергеевич

учитель физики, информатики, астрономии, высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский ‌​2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
  • Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
  • Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
  • Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
  • Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
  • Устава школы;
  • -Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

 

Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Кружок «Школьный центр космических услуг» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.

Применение геоинформационных и космических технологий в образовании дает возможность доступа к электронным картам, базам данных и другой интересной информации в любом месте при наличии компьютера, планшета, телефона, сети «Интернет» или другой доступной информационной среды. При этом, учащиеся могут сами создавать на базе электронных карт и космических снимков геоинформационные проекты разнообразной тематической направленности.

Актуальность и отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.

Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.

 

Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является еѐ направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.

Возраст обучающихся: обучающиеся 14-15 лет.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и имеет теоретический и практический модуль. Общее количество часов по программе составляет 34 часа.

Формы занятий:

  • работа над решением кейсов;
  • лекции;
  • конференции;
  • викторины;
  • создание проектов;
  • виртуальные экскурсии.

Методы, используемые на занятиях:

практические(работа в системе ГИС РО);

словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);

 

− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даѐтся часть готового знания;

− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;

исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;

иллюстративно-объяснительные;

репродуктивные;

− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;

индуктивные, дедуктивные.

1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программыосновного общего образования

Цель:вовлечение обучающихся в проектную деятельность,разработка научно- исследовательских и инженерных проектов.

Задачи:

обучающие:

      • приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
      • ознакомление с методами и приѐмами сбора и анализа информации;
      • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
      • обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
      • знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.

развивающие:

      • формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
      • развитие творческих способностей и креативного мышления;
      • опыта использования ГИС РОпри формировании собственных идей и решений;
      • формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
      • развитие геопространственного мышления;
      • развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.

воспитательные:

      • формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;
      • формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;
      • воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять еѐ с другими позициями в конструктивном диалоге;
      • воспитание культуры работы в команде.

1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программыосновного общего образования

Программа реализуется:

  • в непрерывно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где обучающийся осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;
  • в самостоятельной деятельности обучающихся, где обучающийся может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.

Подходы к формированию программы:

  • Личностно-ориентированный. Организация образовательного процесса с учѐтом главного критерия эффективности обучающегося — его личности. Механизм — создание условий для развития личности на основе изучения способностей обучающегося, его интересов, склонностей.
  • Деятельностный. Организация деятельности в общем контексте образовательного процесса.
  • Ценностный. Организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей, а также этических, нравственных и т. д

 

- Компетентностный. Формирование готовности обучающихся самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

- Системный. Методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение обучающегося как целостного множества элементов из отношений и различных связей между ними.

- Диалогический. Организация процесса с учѐтом принципа диалога, субъект-субъектных отношений.

- Проблемный. Формирование программы с позиций комплексного и модульного представления еѐ структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, способствующим целевым ориентирам развития.

- Культурологический. Организация процесса с учѐтом потенциала культуросообразного содержания дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (обязательно проверить разбиение по личностным, предметным и т. д.)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности, обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов.
  2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.
  3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебного предмета.

Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):

    • сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально- положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;

– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;

– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;

– умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

– сформированность мотивации к учебной деятельности;

– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений,способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 

Метапредметные результаты

 

География

Выпускник научится:

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

 

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

 

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Наглядная геометрия Геометрические фигуры Выпускник научится:

 

- оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырѐхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:

- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

Выпускник научится:

- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.

Информатика

Выпускник научится:

- различать виды информации по способам еѐ восприятия человеком и по способам еѐ представления на материальных носителях;

- приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;

- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.

 

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всѐм образовательном процессе):

- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основные разделы программы учебного курса

  1. Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.( 6 часов)

Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять еѐ в своей повседневной жизни.

  1. Урок работы с ГИС РО. (6 часа)

Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГИС РО. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.

  1. Участие в конкурсе ШЦКУ. (6 часов)

Обучающиеся примут участие в конкурсе «Живая карта».

  1. Викторины, конференции и виртуальные экскурсии. (6 часа)

Учащиеся примут участие в межшкольной викторине «Геоинформационные технологии», проводимой Министерством информационных технологий и связи РО. Проведение внутришкольных викторин приуроченных ко дню космонавтики.

  1. Работа с картами области. (6 часов)

Создание своей карты, работа с картой РО и своей местности, измерение объектов, поиск объектов по заданным координатам.

  1. Создание проекта (4 часа)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

пп

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Примечание

план

факт

1

Что такое ГИС?

04.09

 

1

 

2

Уровни ГИС

11.09

 

1

 

3

Область использования ГИС

18.09

 

1

 

4

Что позволяет обеспечить ГИС?

25.09

 

1

 

5

Как работает ГИС?

02.10

 

1

 

6

История создания ГИС

09.10

 

1

 

7-8

Работа в

учебном

16.10

 

2

 

 

модуле ГИС

 

23.10

 

9

Создание

картографических слоев

06.11

 

1

 

10

День

геоинформационных систем

13.11

 

1

 

11

Работа с объекта

карточкой

20.11

 

1

 

12

Создание карты своей области

27.11

 

1

 

13-

Реализация проекта

04.12

11.12

18.12

 

6

 

18

«Живая карта»

25.12

15.01

22.01

 

19

Викторина

«Геоинформационные технологии»

29.01

 

1

 

20

Викторина «Мир твоими

05.02

 

1

 

 

 

глазами»

 

 

 

 

21-

Работа с картой на

12.02

19.02

 

2

 

23

учебной платформе ГИС

26.02

 

 

РО

 

 

24

Работа с картой своей местности

05.03

 

1

 

25

Измерение объектов

12.03

 

1

 

26-

Проект «Виртуальная

19.03

 

2

 

27

экскурсия по местам

02.04

 

 

боевой славы Дона»

 

 

28

Викторина «Знатоки космоса»

09.04

 

1

 

29

Викторина «Дорога в космос»

16.04

 

1

 

30-

Реализация проектов по

23.04

30.04

07.05

 

4

 

34

программе ШЦКУ

14.05

 

 

ВСЕГО

 

 

34

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕНИЕ

Рабочие платформы:

  • JetSkills
  • 80.68.12.90/admin

Использование браузера ресурсов:

  • Яндекс спутник
  • Карта Мининформсвязи РО

Работа в проекции WGS 84 / Pseudo-Mercator

Оборудование

  1. Компьютер с выходом в сеть Интернет
  2. Проектор с экраном 3.Принтер

4.Акустические системы