|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНА
методическим объединением
учителей математики, информатики и физики
Руководитель ШМО
____________ А.С. Петросян
Протокол № 1
от «28» августа 2024г
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
Протокол №
от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
___________ Л.В. Гришина
Приказ №339
от « 30» августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Школьный центр космических услуг»
для обучающихся 8 классов
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Составитель: Петросян Наталья Николаевна
учитель физики, информатики, астрономии, высшей квалификационной категории
п. Красноармейский 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
Устава школы;
-Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г
Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Кружок «Школьный центр космических услуг» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Применение геоинформационных и космических технологий в образовании дает возможность доступа к электронным картам, базам данных и другой интересной информации в любом месте при наличии компьютера, планшета, телефона, сети «Интернет» или другой доступной информационной среды. При этом, учащиеся могут сами создавать на базе электронных карт и космических снимков геоинформационные проекты разнообразной тематической направленности.
Актуальность и отличительные особенности программы
Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является еѐ направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
Возраст обучающихся: обучающиеся 14-15 лет.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и имеет теоретический и практический модуль. Общее количество часов по программе составляет 34 часа.
Формы занятий:
работа над решением кейсов;
лекции;
конференции;
викторины;
создание проектов;
виртуальные экскурсии.
Методы, используемые на занятиях:
− практические(работа в системе ГИС РО);
− словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
− наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);
− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даѐтся часть готового знания;
− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;
− исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;
− иллюстративно-объяснительные;
− репродуктивные;
− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;
− индуктивные, дедуктивные.
1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программыосновного общего образования
Цель:вовлечение обучающихся в проектную деятельность,разработка научно- исследовательских и инженерных проектов.
Задачи:
обучающие:
приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
ознакомление с методами и приѐмами сбора и анализа информации;
обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.
развивающие:
формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
развитие творческих способностей и креативного мышления;
опыта использования ГИС РОпри формировании собственных идей и решений;
формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
развитие геопространственного мышления;
развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.
воспитательные:
формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;
формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;
воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять еѐ с другими позициями в конструктивном диалоге;
воспитание культуры работы в команде.
1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программыосновного общего образования
Программа реализуется:
в непрерывно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где обучающийся осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;
в самостоятельной деятельности обучающихся, где обучающийся может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.
Подходы к формированию программы:
Личностно-ориентированный. Организация образовательного процесса с учѐтом главного критерия эффективности обучающегося — его личности. Механизм — создание условий для развития личности на основе изучения способностей обучающегося, его интересов, склонностей.
Деятельностный. Организация деятельности в общем контексте образовательного процесса.
Ценностный. Организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей, а также этических, нравственных и т. д
- Компетентностный. Формирование готовности обучающихся самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
- Системный. Методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение обучающегося как целостного множества элементов из отношений и различных связей между ними.
- Диалогический. Организация процесса с учѐтом принципа диалога, субъект-субъектных отношений.
- Проблемный. Формирование программы с позиций комплексного и модульного представления еѐ структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, способствующим целевым ориентирам развития.
- Культурологический. Организация процесса с учѐтом потенциала культуросообразного содержания дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (обязательно проверить разбиение по личностным, предметным и т. д.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности, обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебного предмета.
Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):
сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально- положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;
– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;
– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
– умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
– сформированность мотивации к учебной деятельности;
– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений,способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Метапредметные результаты
География
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Наглядная геометрия Геометрические фигуры Выпускник научится:
- оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырѐхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
Выпускник научится:
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.
Информатика
Выпускник научится:
- различать виды информации по способам еѐ восприятия человеком и по способам еѐ представления на материальных носителях;
- приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всѐм образовательном процессе):
- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные разделы программы учебного курса
Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.( 6 часов)
Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять еѐ в своей повседневной жизни.
Урок работы с ГИС РО. (6 часа)
Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГИС РО. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.
Участие в конкурсе ШЦКУ. (6 часов)
Обучающиеся примут участие в конкурсе «Живая карта».
Викторины, конференции и виртуальные экскурсии. (6 часа)
Учащиеся примут участие в межшкольной викторине «Геоинформационные технологии», проводимой Министерством информационных технологий и связи РО. Проведение внутришкольных викторин приуроченных ко дню космонавтики.
Работа с картами области. (6 часов)
Создание своей карты, работа с картой РО и своей местности, измерение объектов, поиск объектов по заданным координатам.
Создание проекта (4 часа)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Примечание
план
факт
1
Что такое ГИС?
04.09
1
2
Уровни ГИС
11.09
1
3
Область использования ГИС
18.09
1
4
Что позволяет обеспечить ГИС?
25.09
1
5
Как работает ГИС?
02.10
1
6
История создания ГИС
09.10
1
7-8
Работа в
учебном
16.10
2
модуле ГИС
23.10
9
Создание
картографических слоев
06.11
1
10
День
геоинформационных систем
13.11
1
11
Работа с объекта
карточкой
20.11
1
12
Создание карты своей области
27.11
1
13-
Реализация проекта
04.12
11.12
18.12
6
18
«Живая карта»
25.12
15.01
22.01
19
Викторина
«Геоинформационные технологии»
29.01
1
20
Викторина «Мир твоими
05.02
1
глазами»
21-
Работа с картой на
12.02
19.02
2
23
учебной платформе ГИС
26.02
РО
24
Работа с картой своей местности
05.03
1
25
Измерение объектов
12.03
1
26-
Проект «Виртуальная
19.03
2
27
экскурсия по местам
02.04
боевой славы Дона»
28
Викторина «Знатоки космоса»
09.04
1
29
Викторина «Дорога в космос»
16.04
1
30-
Реализация проектов по
23.04
30.04
07.05
4
34
программе ШЦКУ
14.05
ВСЕГО
34
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕНИЕ
Рабочие платформы:
JetSkills
80.68.12.90/admin
Использование браузера ресурсов:
Яндекс спутник
Карта Мининформсвязи РО
Работа в проекции WGS 84 / Pseudo-Mercator
Оборудование
Компьютер с выходом в сеть Интернет
Проектор с экраном 3.Принтер
4.Акустические системы