ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 14:45, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

учителей математики, информатики и физики

Руководитель ШМО

____________ А.С. Петросян

Протокол № 1

от «28» августа 2024г

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

___________ Л.В. Гришина

Приказ №339

от « 30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

естественнонаучной направленности

«Школьный центр космических услуг»

для обучающихся 8 классов

Срок реализации: 2024-2025 учебный год

Составитель: Петросян Наталья Николаевна

учитель физики, информатики, астрономии, высшей квалификационной категории

​п. Красноармейский ‌​2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;

Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;

Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);

Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;

Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;

Информационно-методического письма Министерства просвещения РФ № 03871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;

Устава школы;

-Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г

Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Кружок «Школьный центр космических услуг» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.

Применение геоинформационных и космических технологий в образовании дает возможность доступа к электронным картам, базам данных и другой интересной информации в любом месте при наличии компьютера, планшета, телефона, сети «Интернет» или другой доступной информационной среды. При этом, учащиеся могут сами создавать на базе электронных карт и космических снимков геоинформационные проекты разнообразной тематической направленности.

Актуальность и отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.

Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.

 

Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является еѐ направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.

Возраст обучающихся: обучающиеся 14-15 лет.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения и имеет теоретический и практический модуль. Общее количество часов по программе составляет 34 часа.

Формы занятий:

работа над решением кейсов;

лекции;

конференции;

викторины;

создание проектов;

виртуальные экскурсии.

Методы, используемые на занятиях:

− практические(работа в системе ГИС РО);

− словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

− наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);

 

− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даѐтся часть готового знания;

− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;

− исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;

− иллюстративно-объяснительные;

− репродуктивные;

− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;

− индуктивные, дедуктивные.

1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программыосновного общего образования

Цель:вовлечение обучающихся в проектную деятельность,разработка научно- исследовательских и инженерных проектов.

Задачи:

обучающие:

приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;

ознакомление с методами и приѐмами сбора и анализа информации;

обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;

обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;

знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.

развивающие:

формирование интереса к основам изобретательской деятельности;

развитие творческих способностей и креативного мышления;

опыта использования ГИС РОпри формировании собственных идей и решений;

формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;

развитие геопространственного мышления;

развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.

воспитательные:

формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;

формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;

воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять еѐ с другими позициями в конструктивном диалоге;

воспитание культуры работы в команде.

1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программыосновного общего образования

Программа реализуется:

в непрерывно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где обучающийся осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;

в самостоятельной деятельности обучающихся, где обучающийся может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.

Подходы к формированию программы:

Личностно-ориентированный. Организация образовательного процесса с учѐтом главного критерия эффективности обучающегося — его личности. Механизм — создание условий для развития личности на основе изучения способностей обучающегося, его интересов, склонностей.

Деятельностный. Организация деятельности в общем контексте образовательного процесса.

Ценностный. Организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей, а также этических, нравственных и т. д

- Компетентностный. Формирование готовности обучающихся самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

- Системный. Методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение обучающегося как целостного множества элементов из отношений и различных связей между ними.

- Диалогический. Организация процесса с учѐтом принципа диалога, субъект-субъектных отношений.

- Проблемный. Формирование программы с позиций комплексного и модульного представления еѐ структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, способствующим целевым ориентирам развития.

- Культурологический. Организация процесса с учѐтом потенциала культуросообразного содержания дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (обязательно проверить разбиение по личностным, предметным и т. д.)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности, обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебного предмета.

Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):

сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально- положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;

– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;

– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;

– умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

– сформированность мотивации к учебной деятельности;

– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений,способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Метапредметные результаты

География

Выпускник научится:

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

 

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Наглядная геометрия Геометрические фигуры Выпускник научится:

- оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырѐхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:

- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

Выпускник научится:

- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.

Информатика

Выпускник научится:

- различать виды информации по способам еѐ восприятия человеком и по способам еѐ представления на материальных носителях;

- приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;

- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всѐм образовательном процессе):

- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основные разделы программы учебного курса

Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.( 6 часов)

Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять еѐ в своей повседневной жизни.

Урок работы с ГИС РО. (6 часа)

Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГИС РО. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.

Участие в конкурсе ШЦКУ. (6 часов)

Обучающиеся примут участие в конкурсе «Живая карта».

Викторины, конференции и виртуальные экскурсии. (6 часа)

Учащиеся примут участие в межшкольной викторине «Геоинформационные технологии», проводимой Министерством информационных технологий и связи РО. Проведение внутришкольных викторин приуроченных ко дню космонавтики.

Работа с картами области. (6 часов)

Создание своей карты, работа с картой РО и своей местности, измерение объектов, поиск объектов по заданным координатам.

Создание проекта (4 часа)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ пп

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Примечание

план

факт

1

Что такое ГИС?

04.09

1

2

Уровни ГИС

11.09

1

3

Область использования ГИС

18.09

1

4

Что позволяет обеспечить ГИС?

25.09

1

5

Как работает ГИС?

02.10

1

6

История создания ГИС

09.10

1

7-8

Работа в

учебном

16.10

2

модуле ГИС

23.10

9

Создание

картографических слоев

06.11

1

10

День

геоинформационных систем

13.11

1

11

Работа с объекта

карточкой

20.11

1

12

Создание карты своей области

27.11

1

13-

Реализация проекта

04.12

11.12

18.12

6

18

«Живая карта»

25.12

15.01

22.01

19

Викторина

«Геоинформационные технологии»

29.01

1

20

Викторина «Мир твоими

05.02

1

 

глазами»

21-

Работа с картой на

12.02

19.02

2

23

учебной платформе ГИС

26.02

РО

24

Работа с картой своей местности

05.03

1

25

Измерение объектов

12.03

1

26-

Проект «Виртуальная

19.03

2

27

экскурсия по местам

02.04

боевой славы Дона»

28

Викторина «Знатоки космоса»

09.04

1

29

Викторина «Дорога в космос»

16.04

1

30-

Реализация проектов по

23.04

30.04

07.05

4

34

программе ШЦКУ

14.05

ВСЕГО

34

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕНИЕ

Рабочие платформы:

JetSkills

80.68.12.90/admin

Использование браузера ресурсов:

Яндекс спутник

Карта Мининформсвязи РО

Работа в проекции WGS 84 / Pseudo-Mercator

Оборудование

Компьютер с выходом в сеть Интернет

Проектор с экраном 3.Принтер

4.Акустические системы