|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом директора школы
школьного педагогического совета _______________Л.В.Гришина
методического объединения от протокол №1 от 30.08.24
______________А. С. Петросян Приказ №338от 30.08.2024г
Протокол № 1 от 29.08.24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная физика»
для 8 класса
на 2024-2025 учебный год
количество часов- 35
Программу составила: Петросян А. С.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» по научно-познавательному направлению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова (М.:Просвещение, 2011) и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
п.Красноармейский
2024 г
Пояснительная записка
Организация внеурочной деятельности в МБОУ Красноармейской СОШ опирается на следующие нормативные документы:
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ Красноармейской средней общеобразовательной школы по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; – Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее – Концепция) разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; принципов преемственности научно обоснованных подходов Концепции развития дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р в части определения ценностного статуса и социокультурной роли дополнительного образования;
Приказа МБОУ Красноармейской СОШ «Об утверждении программ дополнительного общеразвивающего образования на 2023-2024уч.год» №338от 30.08.2024г
Курс «Физика вокруг нас» реализует общеинтелектуальное направление во внеурочной деятельности в 8 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цели курса:
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика» для учащихся 8 классов являются:
• развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
• формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
• формирование предметных и мета предметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
• воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
• реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.
• в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
• показать использование знаний в практике, в жизни;
• раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
• раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Задачи курса
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие интереса к исследовательской деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширение рамок общения с социумом.
• формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
• совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
• выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
• развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные результаты:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
метапредметные результаты
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, - применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения научной информации;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем.
предметные результаты:
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
- умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
- формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;
- формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных ), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
-развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
- формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники.
В результате изучения курса внеурочной деятельности ученик научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей;
• решать задачи, используя физические законы и формулы, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах;
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
• объяснять физические явления: прямолинейное распространения света,
образование тени и полутени, отражение и преломление света;
• измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
• понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света.
Ученик получит возможность научиться:
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, д ля сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины. различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей
линзой;
• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
• выбирать и изготавливать модели;
• защищать работы и проекты исследовательского характера
Требования к уровню подготовки учащихся в результате усвоения курса:
Знать:
- закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
- особенности физических характеристик воды.
- условия возникновения и существования электрического тока;
- формулы закона Ома для участка цепи, для расчета сопротивления проводников;
- зависимость сопротивления проводников от температуры;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников;
- формулы для расчета мощности тока;
- закон отражения и преломления света.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин;
- приводить примеры практического использования физических знаний;
- решать задачи на практическое использование физических законов;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
- применять формулы для расчета: количество теплоты, энергия топлива, нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, испарение, кипение и конденсация.
- объяснить путем разбора конкретных проблем, как отдельные наблюдения и
эксперименты завершаются установлением общих закономерностей.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (1 час в неделю)
№ |
Наименование раздела |
Наименование раздела Тема |
Кол. час.
|
Элементы образовательного содержания
|
Оборудование |
Дата проведения 8а |
Дата проведения 8б |
1. |
Тепловые явления (12 ч) |
Здравствуй, физика теплоты! |
1 |
Количество теплоты, энергия топлива, нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, испарение, кипение и конденсация. |
|
3,09 |
|
2.
|
Закон сохранения энергии на экспериментальных задачах. |
1 |
Методы наблюдения, измерения, эксперимента. Решение теоретических и экспериментальных задач. |
|
10,09 |
|
|
3 |
«Дюжина кухонных экспериментов». |
1 |
Опыты "Фокус ладони", "Яйцо в бутылке", "Скользящий стакан", "Кипение воды в бумажной кастрюле", Звучащая монета", "Щепотка соли". |
|
17,09 |
|
|
4 |
Теплоемкость твердых тел и жидкостей. |
1 |
Экспериментальное определение теплоемкости. Расчет теплоемкости. |
|
24,09 |
|
|
5 |
Особенности физических характеристик воды. |
1 |
Вода. Особенности строения. Физические и химические свойства и характеристики. |
|
1,10 |
|
|
6 |
Наблюдение за процессом кипения и температурой кипения воды. |
1 |
Загадки процесса кипения. Сравнение испарения и кипения. |
|
8,10 |
|
|
7 |
Зависимость состояния вещества от температуры и давления. |
1 |
Состояния вещества. Железный пар и твердый воздух. Получение низких температур. |
|
15,10 |
|
|
8 |
«Физика в бане». |
1 |
Почему нужно подбрасывать на каменку воду маленькими порциями, а не наливать сразу большими порциями? Зачем на порог холодную воду льют?
|
|
22,10 |
|
|
9 |
Образование облаков. Осадки. |
1 |
Конденсация. Причины и схемы образования облаков, осадков. |
|
5,11 |
|
|
10 |
История изобретения парового двигателя. |
1 |
Паровая машина Сэйвери. Большая машина Джона Смита. Паровая машина Ползунова. Джеймс Уатт. Универсальная паровая машина двойного действия.
|
|
12,11 |
|
|
11 |
Дизельный двигатель: рабочий цикл и расчет КПД. |
1 |
Устройство, принцип действия. Расчет термодинамических параметров и КПД быстроходного автомобильного дизельного двигателя. |
|
19,11 |
|
|
12 |
Тепловые двигатели в авиации. |
1 |
Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях. |
|
26,11 |
|
|
13 |
Электрические явления (12 ч) |
Электризация тел: польза или вред? |
1 |
История развития электризации. Использование и борьба с электризацией. |
|
3,12 |
|
14 |
Осветительная сеть. Решение задач по составлению схем различных устройств. |
1 |
История развития. Задачи по составлению схем различных устройств. |
|
10,12 |
|
|
15 |
Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). |
1 |
Составление схем используемых в быту, в промышленности, в игрушках и играх. |
|
17,12 |
|
|
16 |
Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). |
1 |
Составление схем используемых в быту, в промышленности, в игрушках и играх. |
|
24,12 |
|
|
17 |
Реостат на службе у автоматики. |
1 |
Замыкающие и размыкающие устройства. Применение в быту, технике, на производстве. |
|
14,01 |
|
|
18 |
Зависимость сопротивления проводников от температуры. |
1 |
Удельное сопротивление проводников и непроводников. |
|
21,01 |
|
|
19 |
Смешанное соединение проводников. |
1 |
Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников. |
|
28,01 |
|
|
20 |
Смешанное соединение проводников. |
1 |
Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников. |
|
4,02 |
|
|
21 |
Смешанное соединение проводников. |
1 |
Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников. |
|
11,02 |
|
|
22 |
Расчет потребляемой электроэнергии. |
1 |
Задачи на расчет потребляемой электроэнергии. |
|
18,02 |
|
|
23 |
Расчет потребляемой электроэнергии. |
1 |
Задачи на расчет потребляемой электроэнергии. |
|
25,02 |
|
|
24 |
Электричество в животных и растениях, в живых клетках. |
1 |
Работы Гальвани. Роль биоэлектрических потенциалов. |
|
4,03 |
|
|
25 |
Оптические явления (11 ч.) |
Океан света. |
1 |
Световые и оптические явления. |
|
11,03 |
|
26 |
Сферическое зеркало (выпуклое). |
1 |
Изображение предметов в выпуклом зеркале. Особенности их построения. |
|
18,03 |
|
|
27 |
Сферическое зеркало (вогнутое). |
1 |
Изображение предметов в вогнутом зеркале. Особенности и построение. |
|
1,04 |
|
|
28 |
Построение хода световых лучей сквозь призмы. |
1 |
Задачи на построение хода световых лучей сквозь призмы. |
|
8,04 |
|
|
29 |
Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. |
1 |
Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз. |
|
15,04 |
|
|
30 |
Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. |
1 |
Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз. |
|
22,04 |
|
|
31 |
Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. |
1 |
Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз. |
|
29,04 |
|
|
32 |
Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
1 |
Задачи на расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
|
6,05 |
|
|
33 |
Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
1 |
Задачи на расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
|
13,05 |
|
|
34 |
Оптические приборы. Решение задач на построение изображений. |
1 |
Виды оптических приборов. Особенности решения задач на построение изображений. |
|
20,05 |
|
|
35 |
Оптические приборы. Решение задач на построение изображений.
|
1 |
Виды оптических приборов. Особенности решения задач на построение изображений. |
|
27,05 |
|
Учебно-методический комплект состоит из следующих пособий: