|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МБОУ Красноармейская СОШ)
Выписка из основной образовательной программы начального общего образования
УТВЕРЖДЕНО
Директором
МБОУ Красноармейской СОШ
Приказ № 300 от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
для 4 класса
на 2025-2026 учебный год
Составитель: Шамрай Инна Васильевна, учитель начальных классов |
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской этики») (далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ООП НОО Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ФРП «Основы религиозных культур и светской этики»), включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по основам религиозных культур и светской этики.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к их изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами основ религиозных культур и светской этики с учётом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь период обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь период обучения на уровне начального общего образования и включают результаты по каждому учебному модулю.
При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Учебный план на изучение «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 при 34 учебных неделях, за счет обязательной части учебного плана начального общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
Совместная деятельность:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
4 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
Россия — наша Родина |
1 |
|
|
|
2 |
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы |
8 |
|
|
|
3 |
Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики |
1 |
|
|
|
4 |
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек |
8 |
|
|
|
5 |
Праздники как одна из форм исторической памяти |
2 |
|
|
|
6 |
Семейные ценности. Этика семейных отношений |
1 |
|
|
|
7 |
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства |
3 |
|
|
|
8 |
Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования |
6 |
|
|
|
9 |
Этикет |
2 |
|
|
|
10 |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России |
2 |
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
0 |
|