ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.09.2025 20:22, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»

5-9 КЛАСС

Рабочая программа по учебному предмету «География» (предметная область «Общественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по географии, география) на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ООП ООО, Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС ООО), Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» (далее – ФРП «География»). При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/, Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/.

Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 26.06.2025 № 495.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Минпросвещения от 23.07.2025 № 551.

 

 

Краткая характеристика программы

География в основной школе — предмет, формирующий у обу¬чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Цели и задачи изучения учебного предмета

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  • 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

Место в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «География» (базовый уровень) в 5-9-х классах рассчитана на 272 учебных часа. Учебный план на изучение географии в 5 - 6 классах отводит 1 учебный час в неделю в каждом классе, всего 68 часов при 34 учебных неделях, в 7-9 классах отводит 2 учебных часа в неделю в каждом классе всего 204 часа при 34 учебных неделях за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.

Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной программы

5 КЛАСС

Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1 По разделу «Географическое изучение Земли»

1.1 Тема «География – наука о планете Земля»

1.1.1 приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии

1.1.2 выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности

1.1.3 интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

1.2 Тема «История географических открытий»

1.2.1 различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли

1.2.2 описывать и сравнивать маршруты путешествий великих путешественников

1.2.3 находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле

2 По разделу «Изображения земной поверхности»

2.1 Тема «Планы местности»

2.1.1 определять направления и расстояния по плану местности (топографической карте); определять направления, расстояния и географические координаты по картам

2.1.2 применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «стороны горизонта», «азимут», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.1.3 различать понятия «план местности» и «географическая карта»

2.1.4 применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.1.5 приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС)

3 По разделу «Земля – планета Солнечной системы»

3.1 Тема « Земля – планета Солнечной системы»

3.1.1 приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы

3.1.2 объяснять причины смены дня и ночи и времён года

3.1.3 устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений

4 По разделу «Оболочки Земли»

4.1 Тема «Литосфера»

4.1.1 описывать внутренне строение Земли

4.1.2 различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода», «материковая» и «океаническая» земная кора

4.1.3 показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли

4.1.4 различать типы горных пород

4.1.5 различать горы и равнины

4.1.6 классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику

4.1.7 называть причины землетрясений и вулканических извержений

4.1.8 применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

4.1.9 применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач

4.1.10 распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания

4.1.11 классифицировать острова по происхождению

4.1.12 приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения

4.1.13 приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира

4.1.14 приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу

4.1.15 приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности

4.1.16 описывать по физической карте полушарий, физической карте России местоположение изученных форм рельефа для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

 

6 КЛАСС

Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1 По разделу «Оболочки Земли»

1.1 Тема «Гидросфера»:

1.1.1 описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных объектов гидросферы для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.2 называть причины образования цунами, приливов и отливов

1.1.3 различать свойства вод отдельных частей Мирового океана

1.1.4 различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.5 применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.6 различать понятия «питание» и «режим» реки

1.1.7 классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам

1.1.8 устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна

1.1.9 сравнивать реки по заданным признакам

1.1.10 приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты

1.1.11 приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане;

1.2 Тема «Атмосфера»:

1.2.1 описывать состав, строение атмосферы

1.2.2 сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей

1.2.3 различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; погода» и «климат»; «бризы» и »муссоны»

1.2.4 различать свойства воздуха; виды атмосферных осадков; климатообразующие факторы; климаты Земли

1.2.5 определять тенденции изменения температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач

1.2.6 применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.2.7 объяснять образование осадков, направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий

1.2.8 устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений

1.2.9 выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.3 Тема «Биосфера»:

1.3.1 называть границы биосферы

1.3.2 приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах

1.3.3 различать растительный и животный мир разных территорий Земли

1.3.4 сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах

1.3.5 сравнивать плодородие почв в различных природных зонах

1.3.6 применять понятия «почва», «плодородие почв» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.4 Тема «Природно-территориальные комплексы»:

1.4.1 приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем

1.4.2 объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе

1.4.3 применять понятия «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

 

7 КЛАСС

Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1 По разделу « Главные закономерности природы Земли»

1.1 Тема «Географическая оболочка»:

1.1.1 описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.2 называть строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки

1.1.3 описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира

1.1.4 определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы

1.1.5 различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке

1.1.6 приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека

1.1.7 распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность (азональность), ритмичность и целостность

1.1.8 выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации

1.2 Тема «Литосфера и рельеф Земли»:

1.2.1 описывать по физической карте размещение крупных форм рельефа для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.2.2 называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры

1.2.3 приводить примеры изменений в литосфере (рельефа) в результате деятельности человека

1.3 Тема «Атмосфера и климаты Земли»:

1.3.1 описывать закономерности изменений климата в пространстве

1.3.2 классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям

1.3.3 объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров

1.3.4 применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.3.5 описывать климат территории по климатической карте и климатограмме

1.3.6 объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории

1.3.7 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

1.3.8 приводить примеры изменений в атмосфере в результате деятельности человека

1.4 Тема «Мировой океан – основная часть гидросферы»:

1.4.1 описывать по физической карте мира, карте океанов, глобусу географическое положение океанов, их частей для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.4.2 различать океанические течения

1.4.3 сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников географической информации

1.4.4 объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации

1.4.5 описывать закономерности изменения в пространстве внутренних вод

1.4.6 описывать закономерности изменения в пространстве органического мира

1.4.7 приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека

2 По разделу «Человечество на Земле»

2.1 Тема «Численность населения»:

2.1.1 характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком

2.1.2 различать и сравнивать численность населения крупных стран мира

2.1.3 сравнивать плотность населения различных территорий

2.1.4 применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.1.5 различать городские и сельские поселения

2.1.6 приводить примеры крупнейших городов мира

2.1.7 использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

2.2 Тема «Страны и народы мира»:

2.2.1 приводить примеры мировых и национальных религий

2.2.2 проводить языковую классификацию народов мира

2.2.3 различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях

2.2.4 описывать по карте положение и взаиморасположение отдельных стран

2.2.5 сравнивать особенности природы, населения и хозяйственной деятельности отдельных стран

2.2.6 определять страны по их существенным признакам

2.2.7 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

2.2.8 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий

2.2.9 интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности разных стран, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

3 По разделу «Материки и страны»

3.1 Тема «Южные материки»:

3.1.1 описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.1.2 характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач

3.1.3 использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

3.1.4 сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов

3.1.5 объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий

3.1.6 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий

3.1.7 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

3.1.8 интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

3.2 Тема «Северные материки»:

3.2.1 описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.2.2 характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач

3.2.3 использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

3.2.4 сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов

3.2.5 объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий

3.2.6 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий

3.2.7 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

3.2.8 интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

3.3 Тема «Взаимодействие природы и общества»:

3.3.1 приводить примеры влияния закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей

3.3.2 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий

3.3.3 распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоление отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению

3.3.4 формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации

 

8 КЛАСС

Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1 По разделу « Географическое пространство России»

1.1 Тема «История формирования и освоения территории России»:

1.1.1 характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России

1.1.2 находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение территории России

1.1.3 анализировать географическую информацию, представленную в картографической форме, и систематизировать её в таблице

1.2 Тема «Географическое положение и границы России»:

1.2.1 показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крайние точки и элементы береговой линии России

1.2.2 характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников

1.2.3 приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте

1.2.4 оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения

1.2.5 использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения практико-ориентированных задач

1.3 Тема «Время на территории России»:

1.3.1 использовать знания о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач

1.4 Тема «Административно территориальное устройство России. Районирование территории»

1.4.1 различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России

2 По разделу « Природа России»

2.1 Тема «Природные условия и ресурсы России»:

2.1.1 оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны

2.1.2 проводить классификацию природных ресурсов

2.1.3 распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды

2.1.4 распознавать типы природопользования

2.1.5 приводить примеры рационального и нерационального природопользования

2.1.6 находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

2.1.7 объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны

2.2 Тема «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»:

2.2.1 находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию

2.2.2 сравнивать особенности рельефа отдельных территорий страны

2.2.3 объяснять особенности рельефа отдельных территорий страны

2.2.4 называть географические процессы и явления, определяющие особенности рельефа страны, отдельных регионов и своей местности

2.2.5 объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма

2.2.6 применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.2.7 показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа

2.3 Тема «Климат и климатические ресурсы»:

2.3.1 применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.3.2 сравнивать особенности климата отдельных территорий страны

2.3.3 объяснять особенности климата отдельных территорий страны

2.3.4 применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы», «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.3.5 описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды

2.3.6 использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды

2.3.7 проводить классификацию типов климата России

2.3.8 показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей, южной границы распространения многолетней мерзлоты

2.3.9 называть географические процессы и явления, определяющие особенности климата страны, отдельных регионов и своей местности

2.4 Тема «Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы»:

2.4.1 описывать по географическим картам и глобусу местоположение морей, крупных рек и озёр для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

2.4.2 сравнивать особенности морей, крупных рек и озёр России

2.4.3 объяснять особенности климата морей, крупных рек и озёр России

2.5 Тема «Природно-хозяйственные зоны России»:

2.5.1 показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны

2.5.2 сравнивать особенности растительного и животного мира и почв природных зон России

2.5.3 объяснять особенности растительного и животного мира и почв природных зон России

2.5.4 проводить классификацию типов почв России

2.5.5 приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

2.5.6 использовать знания об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

2.5.7 приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России

3 По разделу «Население России»

3.1 Тема «Численность населения России»:

3.1.1 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России

3.1.2 сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран

3.1.3 различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края

3.1.4 проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям

3.1.5 использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

3.1.6 применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.1.7 представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.2 Тема «Территориальные особенности размещения населения России»:

3.2.1 применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.2.2 различать и сравнивать территории по плотности населения

3.2.3 объяснять особенности размещения населения России и её отдельных регионов

3.2.4 использовать знания о городском и сельском населении для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

3.3 Тема «Народы и религии России»:

3.3.1 использовать знания об этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

3.4 Тема «Половой и возрастной состав населения России»:

3.4.1 применять понятия «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.5 Тема «Человеческий капитал России»:

3.5.1 применять понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

3.5.2 представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

 

9 КЛАСС

Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1 По разделу « Хозяйство России»

1.1 Тема «Общая характеристика хозяйства России»:

1.1.1 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России; географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.2 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.3 находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач

1.1.4 выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи

1.1.5 применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.1.6 характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России

1.1.7 различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России

1.1.8 различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства)

1.1.9 различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и её регионов

1.1.10 различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал

1.1.11 классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников

1.1.12 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий

1.1.13 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств

1.1.14 критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики

1.2 Тема «Топливно-энергетический комплекс»:

1.2.1 находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

1.2.2 сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей ТЭК на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ)

1.2.3 применять понятия «Возобновляемые источники энергии», «Топливно-энергетический комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.2.4 показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения ТЭК

1.2.4 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств ТЭК

1.3 Тема «Металлургический комплекс»:

1.3.1 находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей металлургического комплекса на окружающую среду

1.3.2 применять понятие «металлургический комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.3.3 показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей металлургического комплекса

1.3.4 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности размещения отдельных предприятий металлургического комплекса; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств металлургического комплекса

1.3.5 использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности

1.4 Тема «Машиностроительный комплекс»:

1.4.1 применять понятия «условия и факторы размещения производства», «машиностроительный комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.4.2 показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей машиностроительного комплекса

1.4.3 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности размещения отдельных предприятий машиностроительного комплекса; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств машиностроительного комплекса

1.5 Тема «Химико-лесной комплекс»:

1.5.1 применять понятия «условия и факторы размещения производства», «химико-лесной комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.5.2 показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей химико-лесного комплекса

1.5.3 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности размещения отдельных предприятий химико-лесного комплекса; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств химико-лесного комплекса

1.5.4 использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности

1.6 Тема «Агропромышленный комплекс (АПК)»:

1.6.1 применять понятие «агропромышленный комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.6.2 показывать на карте районы развития отраслей сельского хозяйства

1.6.3 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности размещения отдельных предприятий АПК; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств АПК

1.6.3 использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности

1.7 Тема «Инфраструктурный комплекс»:

1.7.1 применять понятия «инфраструктура», «сфера обслуживания» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

1.7.2 различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот

1.7.3 показывать на карте транспортные магистрали и центры

1.7.4 использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности размещения отдельных предприятий инфраструктурного комплекса; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий инфраструктурного комплекса

2 Раздел «Регионы России»

2.1 Тема «Западный макрорегион (Европейская часть) России»:

2.1.1 оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения

2.1.2 сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России

2.1.3 объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны

2.2 Тема «Восточный макрорегион (Азиатская часть) России»:

2.2.1 оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения

2.2.2 сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России

2.2.3 объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны

3 По разделу «Россия в современном мире»

3.1 Тема «Россия в современном мире»:

3.1.1 формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире

3.1.2 приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте

3.1.3 характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве

Проверяемые элементы содержания

 

5 КЛАСС

Код Проверяемый элемент содержания

1 Географическое изучение Земли. История географических открытий

1.1 География в древности и в эпоху Средневековья

1.2 Эпоха Великих географических открытий

1.3 Географические открытия XVII – XIX вв.

1.4 Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени

2 Изображения земной поверхности

2.1 План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

2.2 Масштаб топографического плана и карты и его виды. Азимут

2.3 Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота

3 Земля – планета Солнечной системы

3.1 Форма и размеры Земли и их географические следствия. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия

3.2 Географические полюсы. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

4 Литосфера ‒ каменная оболочка Земли

4.1 Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора

4.2 Минералы и горные породы. Виды горных пород и их образование

4.3 Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор и равнин по высоте и внешнему облику. Рельеф дна Мирового океана. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению

4.4 Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Движение литосферных плит. Вулканы и землетрясения. Выветривание и его виды

4.5 Человек и литосфера. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы

 

6 КЛАСС

Код Проверяемый элемент содержания

1 Гидросфера ‒ водная оболочка Земли

1.1 Части гидросферы. Мировой круговорот воды

1.2 Мировой океан и его части. Моря внутренние и окраинные. Движение воды в Мировом океане: волны, приливы и отливы, океанические течения. Солёность и температура океанических вод

1.3 Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование

1.4 Подземные воды их виды, происхождение и использование. Гейзеры. Горные и покровные ледники. Многолетняя мерзлота

1.5 Человек и гидросфера. Современные исследования в гидросфере. Стихийные явления в гидросфере

2 Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли

2.1 Газовый состав, строение и значение атмосферы

2.2 Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Суточный ход и годовой ход температуры воздуха, графическое отображение

2.3 Вода в атмосфере, влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков

2.4 Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты

2.5 Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря

  1. Человек и атмосфера. Современные изменения климата. Стихийные явления в атмосфере

3 Биосфера ‒ оболочка жизни

3.1 Биосфера ‒ оболочка жизни Границы биосферы. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в Океане

3.2 Человек – часть биосферы. Распространение людей на Земле

4 Природно-территориальные комплексы

4.1 Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности

4.2 Круговороты веществ на Земле. Круговороты воды, газов, горных пород, биогенного вещества

4.3 Почва: её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв

4.4 Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО

 

7 КЛАСС

Код Проверяемый элемент содержания

1 Географическая оболочка Земли

1.1 Географическая оболочка: особенности строения и свойства: целостность, зональность, ритмичность, их географические следствия

1.2 Географическая зональность: широтная зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли

2 Главные закономерности природы Земли

2.1 Литосфера и рельеф Земли. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света. История формирования рельефа Земли. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные ископаемые

2.2 Атмосфера и климаты Земли. Закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры ‒ тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Климатические пояса Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины

2.3 Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана. Океанические течения. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Образование льдов в Мировом океане. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана

3 Человечество на Земле

3.1 Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения

3.2 Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии

3.3 Хозяйственная деятельность населения, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы. Города и сельские поселения

3.4 Многообразие стран, их основные типы. Культурно-исторические регионы мира

4 Материки и страны

4.1 Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия, географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы

4.2 Население южных материков. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

4.3 Антарктида – уникальный материк на Земле Освоение человеком Антарктиды. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента

4.4 Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение Основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы

  1. Население северных материков. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

5 Взаимодействие природы и общества

5.1 Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе

5.2 Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная ‒ и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты

 

8 КЛАСС

Код Проверяемый элемент содержания

1 Географическое положение и границы России

1.1 Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Моря, омывающие территорию России. Страны – соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Географическое положение России

1.2 История формирования и освоения территории России

1.3 Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время

1.4 Административно-территориальное устройство России. Районирование территории. Виды районирования территории

2 Природа России

2.1 Природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию. Принципы рационального природопользования и методы их реализации

2.2 Геологическое строение территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица

2.3 Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России

2.4 Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

2.5 Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения

2.6 Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Климат и хозяйственная деятельность людей

2.7 Моря России. Внутренние воды. Моря как аквальные природные комплексы. Реки России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

2.8 Почвы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России

2.9 Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России

2.10 Особо охраняемые природные территории России. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России

3 Население России

3.1 Численность, естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства

3.2 Половой и возрастной состав населения России. Половозрастные пирамиды. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России.

3.3 Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения. Прогнозы изменения численности населения России

3.4 Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Титульные этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России

3.5 Географические особенности размещения населения России. Основная полоса расселения

3.6 Городское и сельское население. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения

3.7 Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия

 

9 КЛАСС

Код Проверяемый элемент содержания

1 Общая характеристика хозяйства России

1.1 Состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства

1.2 ВВП, ВРП как показатели уровня развития страны и регионов

1.3 Факторы производства. Производственный капитал России. Условия и факторы размещения хозяйства

2 География отраслей хозяйства

2.1 Машиностроительный комплекс

2.2 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

2.3 Металлургический комплекс: чёрная и цветная металлургия

2.4 Химико-лесной комплекс: химическая промышленность и лесопромышленный комплекс

2.5 Агропромышленный комплекс (АПК). Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Пищевая промышленность

2.6 Инфраструктурный комплекс: транспорт и связь, информационная инфраструктура; сфера обслуживания; рекреационное хозяйство

3 Регионы России

3.1 Регионы России. Западный макрорегион (Европейская часть) России. Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

3.2 Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

3.3 Классификация субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития

4 Россия в современном мире

4.1 Россия в системе Международного географического разделения труда. Россия и страны Содружества Независимых Государств. Евразийский экономический союз

4.2 Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей

Проверяемые на ОГЭ по русскому языку требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Код проверяемого требования Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС

1 Освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития, понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин

2 Освоение и применение системы знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах

3 Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач

4 Умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков

5 Умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств

6 Умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

7 Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве

8 Умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей среды

9 Умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни

10 Умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных, практико-ориентированных задач

11 Умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

12 Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения; задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия

Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по русскому языку

Код Проверяемый элемент содержания

1 Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1 География – наука о планете Земля

1.2 История географических открытий

2 Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1 Планы местности. Масштаб. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Азимут. Географические карты. Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки, способы картографического изображения

3 Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы

3.1 Земля ‒ планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия

4 Раздел 4. Оболочки Земли

4.1 Литосфера

4.1.1 Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса

4.1.2 Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной поверхности и дна Мирового океана. Полезные ископаемые

4.2 Гидросфера

4.2.1 Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система океанических течений. Солёность и температура океанических вод. Географические закономерности изменения солёности поверхностных вод Мирового океана. Ледовитость Мирового океана

4.2.2 Воды суши. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

4.3 Атмосфера

4.3.1 Газовый состав, строение атмосферы. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Вода в атмосфере. Погода и её показатели. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферных осадков. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры

4.3.2 Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле

4.4 Биосфера

4.4.1 Разнообразие животного и растительного мира

4.4.2 Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв

4.5 Географическая оболочка

4.5.1 Особенности строения, свойства географической оболочки, их географические следствия. Круговороты веществ на Земле

4.5.2 Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность

4.5.3 Природно-территориальные комплексы. Материки, океаны, части света. Острова, их типы по происхождению

5 Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны

5.1 Распространение людей на Земле. Современная численность населения мира. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения. Города и сельские поселения

5.2 Народы и религии мира

5.3 Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы

5.4 Южные материки. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида ‒ уникальный материк на Земле. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население и политическая карта Африки, Австралии и Океании, Южной Америки. Крупнейшие по территории и численности населения страны

5.5 Северные материки. Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны

6 Раздел 6. Взаимодействие природы и общества

6.1 Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты

6.2 Природно-ресурсный капитал. Классификации природных ресурсов

6.3 Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли

6.4 Принципы рационального природопользования и методы их реализации

6.5 Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей

6.6 Стихийные явления в литосфере, атмосфере и гидросфере

6.7 Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная. Глобальные изменения климата. Экологические проблемы Мирового океана

7 Раздел 7. География России

7.1 Географическое пространство России

7.1.1 История формирования и освоения территории России

7.1.2 Географическое положение и границы России. Виды географического положения. Моря, омывающие территорию России

7.1.3 Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России

7.1.4 Административно-территориальное устройство России. Районирование территории

7.2 Природа России

7.2.1 Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию

7.2.2 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа

7.2.3 Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

7.2.4 Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления

7.2.5 Моря как аквальные природные комплексы. Реки России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

7.2.6 Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв

7.2.7 Богатство растительного и животного мира России. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России

7.2.8 Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы

7.3 Население России

7.3.1 Численность населения России. Геодемографическое положение России. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России

7.3.2 Миграции населения. Миграционный прирост населения. Общий прирост населения

7.3.3 Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения

7.3.4 Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации

7.3.5 Народы и религии России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение

7.3.6 Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие

7.3.7 Человеческий капитал России. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие

7.3.8 Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия

7.4 Хозяйство России

7.4.1 Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства. Условия и факторы развития и размещения хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов

7.4.2 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

7.4.3 Металлургический комплекс

7.4.4 Машиностроительный комплекс

7.4.5 Химико-лесной комплекс

7.4.6 Агропромышленный комплекс (АПК)

7.4.7 Инфраструктурный комплекс

7.5 Регионы России

7.5.1 Западный макрорегион (Европейская часть) России. Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал

7.5.2 Восточный макрорегион (Азиатская часть) России. Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток

7.6 Россия в современном мире

7.6.1 Россия в системе международного географического разделения труда

7.6.2 Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО на территории России