МБОУ Красноармейская СОШ
|
|
Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МБОУ Красноармейская СОШ)
Выписка из основной образовательной программы основного общего образования
|
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Красноармейской СОШ Приказ № 300 от «29» августа 2025 г. |
Выписка верна, директор школы_________________ Л.В. Гришина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физика» (базовый)
для 8-9 классов
на 2025-2026 учебный год
|
Составили: Петросян Наталья Николаевна, учитель физики высшей квалификационной категории |
п. Красноармейский,2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (предметная область «Естественно-научные предметы»), на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ООП ООО, Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС ООО), Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика» (далее – ФРП «Физика»), включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по физике, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по физике, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по физике отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по физике даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения обществознания, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).
Цели изучения физики:
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Физика» (базовый уровень) в 7-9 классах рассчитана на 238 учебных часов. Учебный план на изучение физики в 7-8 классах – 136 часов (2 часа в неделю в каждом классе), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю). Учебный план на изучение физики в 7-8 классе отводит по 68 часов при 34 учебных неделях, в 9 классе отводит 102 часа при 34 учебных неделях за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит рекомендательный характер, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
- ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
- осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
- восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека;
6) трудового воспитания:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
Базовые исследовательские действия:
Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
8 КЛАСС
Раздел 6. Тепловые явления.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярнокинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 7. Электрические и магнитные явления.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
9 КЛАСС
Раздел 8. Механические явления.
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении.
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Опыты Галилея.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки.
Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести.
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 9. Механические колебания и волны.
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны.
Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и ультразвук.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 11. Световые явления.
Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света. Использование полного внутреннего отражения в оптических световодах.
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа. Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Раздел 12. Квантовые явления.
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры.
Радиоактивность. Альфа, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер.
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд.
Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые организмы.
Демонстрации.
Лабораторные работы и опыты.
Повторительно-обобщающий модуль.
Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики, а также для подготовки к основному государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот учебный предмет.
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируется естественнонаучная грамотность: освоение научных методов исследования явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные.
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что обучающиеся выполняют задания, в которых им предлагается:
на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в окружающей природе и повседневной жизни;
использовать научные методы исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и получения теоретических выводов;
объяснять научные основы наиболее важных достижений современных технологий, например, практического использования различных источников энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов энергии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
|
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира |
|||||
|
1.1 |
Физика - наука о природе |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
1.2 |
Физические величины |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
1.3 |
Естественнонаучный метод познания |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
Итого по разделу |
6 |
|
|||
|
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества |
|||||
|
2.1 |
Строение вещества |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
2.2 |
Движение и взаимодействие частиц вещества |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
2.3 |
Агрегатные состояния вещества |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
Итого по разделу |
5 |
|
|||
|
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел |
|||||
|
3.1 |
Механическое движение |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
3.2 |
Инерция, масса, плотность |
4 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
3.3 |
Сила. Виды сил |
14 |
1 |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
Итого по разделу |
21 |
|
|||
|
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
|||||
|
4.1 |
Давление. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
4.2 |
Давление жидкости |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
4.3 |
Атмосферное давление |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
4.4 |
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело |
7 |
2 |
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
Итого по разделу |
21 |
|
|||
|
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия |
|||||
|
5.1 |
Работа и мощность |
3 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
5.2 |
Простые механизмы |
5 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
5.3 |
Механическая энергия |
4 |
1 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 |
|
Итого по разделу |
12 |
|
|||
|
Резервное время |
3 |
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
12 |
|
|
8 КЛАСС
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
|
Раздел 1. Тепловые явления |
|||||
|
1.1 |
Строение и свойства вещества |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce |
|
1.2 |
Тепловые процессы |
21 |
1 |
5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce |
|
Итого по разделу |
28 |
|
|||
|
Раздел 2. Электрические и магнитные явления |
|||||
|
2.1 |
Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие |
7 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce |
|
2.2 |
Постоянный электрический ток |
20 |
2 |
7 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce |
|
2.3 |
Магнитные явления |
6 |
1 |
1.5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce |
|
2.4 |
Электромагнитная индукция |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4181ce |
|
Итого по разделу |
37 |
|
|||
|
Резервное время |
3 |
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
14.5 |
|
|
9 КЛАСС
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|
||
|
Раздел 1. Механические явления |
|||||
|
1.1 |
Механическое движение и способы его описания |
10 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
1.2 |
Взаимодействие тел |
20 |
1 |
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
1.3 |
Законы сохранения |
10 |
|
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
Итого по разделу |
40 |
|
|||
|
Раздел 2. Механические колебания и волны |
|||||
|
2.1 |
Механические колебания |
7 |
|
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
2.2 |
Механические волны. Звук |
8 |
1 |
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
Итого по разделу |
15 |
|
|||
|
Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны |
|||||
|
3.1 |
Электромагнитное поле и электромагнитные волны |
6 |
|
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
Итого по разделу |
6 |
|
|||
|
Раздел 4. Световые явления |
|||||
|
4.1 |
Законы распространения света |
6 |
|
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
4.2 |
Линзы и оптические приборы |
6 |
|
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
4.3 |
Разложение белого света в спектр |
3 |
|
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
Итого по разделу |
15 |
|
|||
|
Раздел 5. Квантовые явления |
|||||
|
5.1 |
Испускание и поглощение света атомом |
4 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
5.2 |
Строение атомного ядра |
6 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
5.3 |
Ядерные реакции |
7 |
1 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
Итого по разделу |
17 |
|
|||
|
Раздел 6. Повторительно-обобщающий модуль |
|||||
|
6.1 |
Повторение и обобщение содержания курса физики за 7-9 класс |
9 |
|
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 |
|
Итого по разделу |
9 |
|
|||
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
3 |
27 |
|
|
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7 КЛАСС
|
Код проверяемого результата |
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
|
1.1 |
использовать изученные понятия |
|
1.2 |
различать явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление |
|
1.3 |
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений |
|
1.4 |
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин |
|
1.5 |
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя изученные законы, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение |
|
1.6 |
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1 – 2 логических шагов с опорой на 1 – 2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности |
|
1.7 |
решать расчётные задачи в 1 – 2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины |
|
1.8 |
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам |
|
1.9 |
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы |
|
1.10 |
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений |
|
1.11 |
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений, участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования |
|
1.12 |
проводить косвенные измерения физических величин, следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины |
|
1.13 |
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием |
|
1.14 |
указывать принципы действия приборов и технических устройств, характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с помощью их описания, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности |
|
1.15 |
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
|
1.16 |
осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной |
|
1.17 |
использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую |
|
1.18 |
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2 – 3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией |
|
1.19 |
при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих |
8 КЛАСС
|
Код проверяемого результата |
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
|
1.1 |
использовать понятия |
|
1.2 |
различать явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление |
|
1.3 |
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений |
|
1.4 |
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин |
|
1.5 |
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя изученные законы, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение |
|
1.6 |
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1 – 2 логических шагов с помощью 1 – 2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности |
|
1.7 |
решать расчётные задачи в 2 – 3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными |
|
1.8 |
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы |
|
1.9 |
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы |
|
1.10 |
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности |
|
1.11 |
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений: планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования |
|
1.12 |
проводить косвенные измерения физических величин: планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины |
|
1.13 |
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием |
|
1.14 |
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности |
|
1.15 |
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам, составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей |
|
1.16 |
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
|
1.17 |
осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной |
|
1.18 |
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую |
|
1.19 |
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией |
|
1.20 |
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты |
9 КЛАСС
|
Код проверяемого результата |
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
|
1.1 |
использовать изученные понятия |
|
1.2 |
различать явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление |
|
1.3 |
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений |
|
1.4 |
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин |
|
1.5 |
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя изученные законы, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение |
|
1.6 |
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2 – 3 логических шагов с помощью 2 – 3 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности |
|
1.7 |
решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2 – 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины |
|
1.8 |
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов |
|
1.9 |
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования, описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы |
|
1.10 |
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы), обосновывать выбор способа измерения (измерительного прибора) |
|
1.11 |
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблици графиков, делать выводы по результатам исследования |
|
1.12 |
проводить косвенные измерения физических величин: планировать измерения, собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений |
|
1.13 |
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием |
|
1.14 |
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра |
|
1.15 |
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности |
|
1.16 |
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач, оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе |
|
1.17 |
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
|
1.18 |
осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников |
|
1.19 |
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую |
|
1.20 |
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников |
|
1.21 |
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
7 КЛАСС
|
Код раздела |
Код элемента |
Проверяемые элементы содержания |
|
1 |
ФИЗИКА И ЕЁ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА |
|
|
1.1 |
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые |
|
|
1.2 |
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц |
|
|
1.3 |
Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления |
|
|
1.4 |
Описание физических явлений с помощью моделей |
|
|
1.5 |
Практические работы: Измерение расстояний. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела. Определение размеров малых тел. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры |
|
|
2 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА |
|
|
2.1 |
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества |
|
|
2.2 |
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия |
|
|
2.3 |
Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание |
|
|
2.4 |
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением |
|
|
2.5 |
Особенности агрегатных состояний воды |
|
|
2.6 |
Практические работы: Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий). Опыты по наблюдению теплового расширения газов. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения |
|
|
3 |
ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ |
|
|
3.1 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение |
|
|
3.2 |
Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения |
|
|
3.3 |
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела |
|
|
3.4 |
Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества |
|
|
3.5 |
Сила как характеристика взаимодействия тел |
|
|
3.6 |
Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра |
|
|
3.7 |
Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость |
|
|
3.8 |
Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике |
|
|
3.9 |
Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил |
|
|
3.10 |
Практические работы: Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и так далее). Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости. Определение плотности твёрдого тела. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей |
|
|
3.11 |
Физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и технике |
|
|
3.12 |
Технические устройства: динамометр, подшипники |
|
|
4 |
ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ |
|
|
4.1 |
Давление твёрдого тела. Способы уменьшения и увеличения давления |
|
|
4.2 |
Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры |
|
|
4.3 |
Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины |
|
|
4.4 |
Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы |
|
|
4.5 |
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря |
|
|
4.6 |
Измерение атмосферного давления. Приборы для измерения атмосферного давления |
|
|
4.7 |
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда |
|
|
4.8 |
Плавание тел. Воздухоплавание |
|
|
4.9 |
Практические работы: Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности |
|
|
4.10 |
Физические явления в природе: влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб |
|
|
4.11 |
Технические устройства: сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр |
|
|
5 |
РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ |
|
|
5.1 |
Механическая работа |
|
|
5.2 |
Механическая мощность |
|
|
5.3 |
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага |
|
|
5.4 |
Применение правила равновесия рычага к блоку |
|
|
5.5 |
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов. Простые механизмы в быту и технике |
|
|
5.6 |
Потенциальная энергии тела, поднятого над Землёй |
|
|
5.7 |
Кинетическая энергия |
|
|
5.8 |
Полная механическая энергия. Закон изменения и сохранения механической энергии |
|
|
5.9 |
Практические работы: Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности. Исследование условий равновесия рычага. Измерение КПД наклонной плоскости. Изучение закона сохранения механической энергии |
|
|
5.10 |
Физические явления в природе: рычаги в теле человека |
|
|
5.11 |
Технические устройства: рычаг, подвижный и неподвижный блоки, наклонная плоскость, простые механизмы в быту |
|
8 КЛАСС
|
Код раздела |
Код элемента |
Проверяемые элементы содержания |
|
6 |
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
6.1 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярнокинетической теории |
|
|
6.2 |
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела |
|
|
6.3 |
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярнокинетической теории |
|
|
6.4 |
Смачивание и капиллярные явления |
|
|
6.5 |
Тепловое расширение и сжатие |
|
|
6.6 |
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц |
|
|
6.7 |
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы |
|
|
6.8 |
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение |
|
|
6.9 |
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества |
|
|
6.10 |
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса |
|
|
6.11 |
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления |
|
|
6.12 |
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления |
|
|
6.13 |
Влажность воздуха |
|
|
6.14 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания |
|
|
6.15 |
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды |
|
|
6.16 |
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах |
|
|
6.17 |
Практические работы: Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел. Определение давления воздуха в баллоне шприца. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром. Определение удельной теплоёмкости вещества. Исследование процесса испарения. Определение относительной влажности воздуха. Определение удельной теплоты плавления льда. |
|
|
6.18 |
Физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега. |
|
|
6.19 |
Технические устройства: капилляры, примеры использования кристаллов, жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. |
|
|
7 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
7.1 |
Электризация тел. Два рода электрических зарядов |
|
|
7.2 |
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами) |
|
|
7.3 |
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне) |
|
|
7.4 |
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики |
|
|
7.5 |
Закон сохранения электрического заряда |
|
|
7.6 |
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока |
|
|
7.7 |
Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах |
|
|
7.8 |
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение |
|
|
7.9 |
Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества |
|
|
7.10 |
Закон Ома для участка цепи |
|
|
7.11 |
Последовательное и параллельное соединение проводников |
|
|
7.12 |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца |
|
|
7.13 |
Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание |
|
|
7.14 |
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов |
|
|
7.15 |
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле |
|
|
7.16 |
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике |
|
|
7.17 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте |
|
|
7.18 |
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца |
|
|
7.19 |
Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии |
|
|
7.20 |
Практические работы: Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока. Измерение и регулирование силы тока. Измерение и регулирование напряжения. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов. Определение работы электрического тока, идущего через резистор. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней. Определение КПД нагревателя. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Конструирование и изучение работы электродвигателя. Измерение КПД электродвигательной установки. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока |
|
|
7.21 |
Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние |
|
|
7.22 |
Технические устройства: электроскоп, амперметр, вольтметр, реостат, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока, генератор постоянного тока |
|
9 КЛАСС
|
Код раздела |
Код элемента |
Проверяемые элементы содержания |
|
8 |
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
8.1 |
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта |
|
|
8.2 |
Относительность механического движения |
|
|
8.3 |
Равномерное прямолинейное движение |
|
|
8.4 |
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении |
|
|
8.5 |
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение |
|
|
8.6 |
Свободное падение. Опыты Галилея |
|
|
8.7 |
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение |
|
|
8.8 |
Первый закон Ньютона |
|
|
8.9 |
Второй закон Ньютона |
|
|
8.10 |
Третий закон Ньютона |
|
|
8.11 |
Принцип суперпозиции сил |
|
|
8.12 |
Сила упругости. Закон Гука |
|
|
8.13 |
Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения |
|
|
8.14 |
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения |
|
|
8.15 |
Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки |
|
|
8.16 |
Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело |
|
|
8.17 |
Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести |
|
|
8.18 |
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы |
|
|
8.19 |
Закон сохранения импульса |
|
|
8.20 |
Реактивное движение |
|
|
8.21 |
Механическая работа и мощность |
|
|
8.22 |
Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы |
|
|
8.23 |
Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью Земли |
|
|
8.24 |
Потенциальная энергия сжатой пружины |
|
|
8.25 |
Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии |
|
|
8.26 |
Закон сохранения механической энергии |
|
|
8.27 |
Практические работы: Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости. Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости. Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки времени одинаковы. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение коэффициента трения скольжения. Определение жёсткости пружины. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности. Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков |
|
|
8.28 |
Физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов |
|
|
8.29 |
Технические устройства: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракеты |
|
|
9 |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ |
|
|
9.1 |
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда |
|
|
9.2 |
Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении |
|
|
9.3 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс |
|
|
9.4 |
Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны |
|
|
9.5 |
Звук. Громкость и высота звука. Отражение звука |
|
|
9.6 |
Инфразвук и ультразвук |
|
|
9.7 |
Практические работы: Определение частоты и периода колебаний математического маятника. Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза. Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза и жёсткости пружины. Измерение ускорения свободного падения |
|
|
9.8 |
Физические явления в природе: восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо |
|
|
9.9 |
Технические устройства: эхолот, использование ультразвука в быту и технике |
|
|
10 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ |
|
|
10.1 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн |
|
|
10.2 |
Шкала электромагнитных волн |
|
|
10.3 |
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света |
|
|
10.4 |
Практические работы: Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона |
|
|
10.5 |
Физические явления в природе: биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений |
|
|
10.6 |
Технические устройства: использование электромагнитных волн для сотовой связи |
|
|
11 |
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
11.1 |
Лучевая модель света. Источники света |
|
|
11.2 |
Прямолинейное распространение света |
|
|
11.3 |
Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света |
|
|
11.4 |
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света |
|
|
11.5 |
Линза. Ход лучей в линзе |
|
|
11.6 |
Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа |
|
|
11.7 |
Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость |
|
|
11.8 |
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света |
|
|
11.9 |
Практические работы: Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух – стекло». Получение изображений с помощью собирающей линзы. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. Опыты по разложению белого света в спектр. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры |
|
|
11.10 |
Физические явления в природе: затмения Солнца и Луны, цвета тел, оптические явления в атмосфере (цвет неба, рефракция, радуга, мираж) |
|
|
11.11 |
Технические устройства: очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды |
|
|
12 |
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
12.1 |
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора |
|
|
12.2 |
Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры |
|
|
12.3 |
Радиоактивность. Альфа, бета- и гамма-излучения |
|
|
12.4 |
Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы |
|
|
12.5 |
Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер |
|
|
12.6 |
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел |
|
|
12.7 |
Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии |
|
|
12.8 |
Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд |
|
|
12.9 |
Ядерная энергетика. Действие радиоактивных излучений на живые организмы |
|
|
12.10 |
Практические работы: Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения. Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям). Измерение радиоактивного фона |
|
|
12.11 |
Физические явления в природе: естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов, действие радиоактивных излучений на организм человека |
|
|
12.12 |
Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный дозиметр, камера Вильсона |
|
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ФИЗИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Код проверяемого требования |
Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС |
|
1 |
Понимание роли физики в научной картине мира; сформированность базовых представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в физике, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и технологий, об эволюции физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной картине мира, о вкладе российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, развитие техники и технологий |
|
2 |
Знания о видах материи (вещество и поле), о движении как способе существования материи, об атомно-молекулярной теории строения вещества, о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых); умение различать явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; умение распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства (признаки) |
|
3 |
Владение основами понятийного аппарата и символического языка физики и использование их для решения учебных задач; умение характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы |
|
4 |
Умение описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины |
|
5 |
Владение основами методов научного познания с учётом соблюдения правил безопасного труда: наблюдение физических явлений: умение самостоятельно собирать экспериментальную установку из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход опыта и записывать его результаты, формулировать выводы; проведение прямых и косвенных измерений физических величин: умение планировать измерения, самостоятельно собирать экспериментальную установку по инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности результатов измерений; проведение несложных экспериментальных исследований; самостоятельно собирать экспериментальную установку и проводить исследование по инструкции, представлять полученные зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, учитывать погрешности, делать выводы по результатам исследования |
|
6 |
Понимание характерных свойств физических моделей (материальная точка, абсолютно твёрдое тело, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра) и умение применять их для объяснения физических процессов |
|
7 |
Умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и строить объяснение с опорой на изученные свойства физических явлений, физические законы, закономерности и модели |
|
8 |
Умение решать расчётные задачи (на базе 2 – 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины, в частности, записывать краткое условие задачи, выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, использовать справочные данные, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины; умение определять размерность физической величины, полученной при решении задачи |
|
9 |
Умение характеризовать принципы действия технических устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных технологических процессов по их описанию, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности |
|
10 |
Умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования |
|
11 |
Опыт поиска, преобразования и представления информации физического содержания с использованием информационно-коммуникативных технологий; умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников; умение использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владение базовыми навыками преобразования информации из одной знаковой системы в другую; умение создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО ФИЗИКЕ
|
Код |
Проверяемый элемент содержания |
|
1 |
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
1.1 |
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность движения |
|
1.2 |
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для вычисления средней скорости: v = S/t
|
|
1.3 |
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от времени в случае равномерного прямолинейного движения:
Графики зависимости от времени для проекции скорости, проекции перемещения, пути, координаты при равномерном прямолинейном движении |
|
1.4 |
Зависимость координаты тела от времени в случае равноускоренного прямолинейного движения:
Формулы для проекции перемещения, проекции скорости и проекции ускорения при равноускоренном прямолинейном движении:
Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости, проекции перемещения, координаты при равноускоренном прямолинейном движении |
|
1.5 |
Свободное падение. Формулы, описывающие свободное падение тела по вертикали (движение тела вниз или вверх относительно поверхности Земли). Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости и координаты при свободном падении тела по вертикали |
|
1.6 |
Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление скорости. Формула для вычисления скорости через радиус окружности и период обращения:
Центростремительное ускорение. Направление центростремительного ускорения. Формула для вычисления ускорения:
Формула, связывающая период и частоту обращения:
|
|
1.7 |
Масса. Плотность вещества. Формула для вычисления плотности:
|
|
1.8 |
Сила – векторная физическая величина. Сложение сил |
|
1.9 |
Явление инерции. Первый закон Ньютона |
|
1.10 |
Второй закон Ньютона:
Сонаправленность вектора ускорения тела и вектора силы, действующей на тело |
|
1.11 |
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона:
|
|
1.12 |
Трение покоя и трение скольжения. Формула для вычисления модуля силы трения скольжения:
|
|
1.13 |
Деформация тела. Упругие и неупругие деформации. Закон упругой деформации (закон Гука):
|
|
1.14 |
Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения:
Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Формула для вычисления силы тяжести вблизи поверхности Земли: F = mg. Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки |
|
1.15 |
Импульс тела – векторная физическая величина.
Импульс системы тел. Изменение импульса. Импульс силы |
|
1.16 |
Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел:
Реактивное движение |
|
1.17 |
Механическая работа. Формула для вычисления работы силы:
Механическая мощность:
|
|
1.18 |
Кинетическая и потенциальная энергия. Формула для вычисления кинетической энергии:
Теорема о кинетической энергии. Формула для вычисления потенциальной энергии тела, поднятого над Землёй:
|
|
1.19 |
Механическая энергия:
Закон сохранения механической энергии. Формула для закона сохранения механической энергии в отсутствие сил трения: E = const. Превращение механической энергии при наличии силы трения. |
|
1.20 |
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Момент силы: M - Fl. Условие равновесия рычага:
Подвижный и неподвижный блоки. КПД простых механизмов,
|
|
1.21 |
Давление твёрдого тела. Формула для вычисления давления твёрдого тела:
Давление газа. Атмосферное давление. Гидростатическое давление внутри жидкости. Формула для вычисления давления внутри жидкости:
|
|
1.22 |
Закон Паскаля. Гидравлический пресс |
|
1.23 |
Закон Архимеда. Формула для определения выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость или газ:
Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание |
|
1.24 |
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Формула, связывающая частоту и период колебаний:
|
|
1.25 |
Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении |
|
1.26 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс |
|
1.27 |
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость распространения волны:
|
|
1.28 |
Звук. Громкость и высота звука. Отражение звуковой волны на границе двух сред. Инфразвук и ультразвук |
|
1.29 |
Практические работы Измерение средней плотности вещества; архимедовой силы; жёсткости пружины; коэффициента трения скольжения; работы силы трения, силы упругости; средней скорости движения бруска по наклонной плоскости; ускорения бруска при движении по наклонной плоскости; частоты и периода колебаний математического маятника; частоты и периода колебаний пружинного маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока. Исследование зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости; независимости выталкивающей силы от массы тела; силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; ускорения бруска от угла наклона направляющей; периода (частоты) колебаний нитяного маятника от длины нити; периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины; исследование независимости периода колебаний нитяного маятника от массы груза. Проверка условия равновесия рычага |
|
1.30 |
Физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и технике, приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, рычаги в теле человека, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо |
|
1.31 |
Технические устройства: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, динамометр, подшипники, ракеты, рычаг, подвижный и неподвижный блоки, наклонная плоскость, простые механизмы в быту, сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр, эхолот, использование ультразвука в быту и технике |
|
2 |
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
2.1 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела |
|
2.2 |
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия |
|
2.3 |
Смачивание и капиллярные явления |
|
2.4 |
Тепловое расширение и сжатие |
|
2.5 |
Тепловое равновесие |
|
2.6 |
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии |
|
2.7 |
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение |
|
2.8 |
Нагревание и охлаждение тел. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость:
|
|
2.9 |
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса:
|
|
2.10 |
Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе испарения и конденсации. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования: L = Q/m
|
|
2.11 |
Влажность воздуха |
|
2.12 |
Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления:
|
|
2.13 |
Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива: q = Q/m
|
|
2.14 |
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя |
|
2.15 |
Практические работы Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра; количества теплоты, полученного водой комнатной температуры фиксированной массы, в которую опущен нагретый цилиндр; количества теплоты, отданного нагретым цилиндром, после опускания его в воду комнатной температуры; относительной влажности воздуха; удельной теплоты плавления льда. Исследование изменения температуры воды при различных условиях; явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды; процесса испарения |
|
2.16 |
Физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега |
|
2.17 |
Технические устройства: капилляры, примеры использования кристаллов, жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания |
|
3 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
3.1 |
Электризация тел. Два вида электрических зарядов |
|
3.2 |
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона |
|
3.3 |
Закон сохранения электрического заряда |
|
3.4 |
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне) |
|
3.5 |
Носители электрических зарядов. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики |
|
3.6 |
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. I = q/t , U = A/q
|
|
3.7 |
Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление: R = pl/S
|
|
3.8 |
Закон Ома для участка электрической цепи: I = U/R
|
|
3.9 |
Последовательное соединение проводников:
Параллельное соединение проводников равного сопротивления:
Смешанные соединения проводников |
|
3.10 |
Работа и мощность электрического тока. A = UIt, P = UI
|
|
3.11 |
Закон Джоуля – Ленца:
|
|
3.12 |
Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии магнитной индукции |
|
3.13 |
Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных магнитов |
|
3.14 |
Действие магнитного поля на проводник с током |
|
3.15 |
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца |
|
3.16 |
Практические работы Измерение электрического сопротивления резистора; мощности электрического тока; работы электрического тока. Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике (резисторы, лампочка), от напряжения на концах проводника; зависимости сопротивления от длины проводника, площади его поперечного сечения и удельного сопротивления. Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; правила для силы электрического тока при параллельном соединении проводников (резисторы и лампочка) |
|
3.17 |
Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние |
|
3.18 |
Технические устройства: электроскоп, амперметр, вольтметр, реостат, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока, генератор постоянного тока |
|
3.19 |
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн |
|
3.20 |
Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света |
|
3.21 |
Закон отражения света. Плоское зеркало |
|
3.22 |
Преломление света. Закон преломления света |
|
3.23 |
Дисперсия света |
|
3.24 |
Линза. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы: D = 1/F |
|
3.25 |
Глаз как оптическая система. Оптические приборы |
|
3.26 |
Практические работы Измерение оптической силы собирающей линзы; фокусного расстояния собирающей линзы (по свойству равенства размеров предмета и изображения, когда предмет расположен в двойном фокусе), показателя преломления стекла. Исследование свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы; изменения фокусного расстояния двух сложенных линз; зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух – стекло» |
|
3.27 |
Физические явления в природе: затмения Солнца и Луны, цвета тел, оптические явления в атмосфере (цвет неба, рефракция, радуга, мираж) |
|
3.28 |
Технические устройства: очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды |
|
4 |
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
4.1 |
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа-и бета-распада |
|
4.2 |
Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома |
|
4.3 |
Состав атомного ядра. Изотопы |
|
4.4 |
Период полураспада атомных ядер |
|
4.5 |
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел |
|
4.6 |
Физические явления в природе: естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов, действие радиоактивных излучений на организм человека |
|
4.7 |
Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный дозиметр, камера Вильсона, ядерная энергетика |