МБОУ Красноармейская СОШ
|
|
Документ подписан электронной подписью |
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10-11 КЛАСС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литература») (далее соответственно – программа по русскому языку, русский язык) на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ООП СОО, Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СОО), Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП СОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»). При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/, Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 26.06.2025 № 495.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Минпросвещения от 23.07.2025 № 551.
|
Краткая характеристика программы |
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей. Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля. Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства. Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка. Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности. В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.). В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи». Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. |
|
Цели и задачи изучения учебного предмета |
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку; овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации; совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности; обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях. |
|
Место в учебном плане |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) в 10-11-х классах рассчитана на 136 учебных часов. Учебный план на изучение русского языка в 10-11 класса отводит 2 учебных часа в неделю в каждом классе, всего 68 при 34 учебных неделях за счет обязательной части учебного плана основного общего образования. |
|
Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной программы |
10 КЛАСС Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования 1 Общие сведения о языке 1.1 Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке 1.2 Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного) 1.3 Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с использованием статьи 68 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации») 1.4 Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике 2 Язык и речь. Культура речи 2.1 Система языка. Культура речи 2.1.1 Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы 2.1.2 Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики; комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры; иметь представление о языковой норме, её видах 2.1.3 Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка 2.1.4 Использовать словари русского языка в учебной деятельности 2.2 Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы 2.2.1 Выполнять фонетический анализ слова 2.2.2 Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте 2.2.3 Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов; анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка; соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка 2.2.4 Использовать орфоэпический словарь 2.3 Лексикология и фразеология. Лексические нормы 2.3.1 Выполнять лексический анализ слова 2.3.2 Определять изобразительно-выразительные средства лексики 2.3.3 Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка; соблюдать лексические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики 2.3.4 Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь 2.4 Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы 2.4.1 Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова 2.4.2 Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур) 2.4.3 Использовать словообразовательный словарь 2.5 Морфология. Морфологические нормы 2.5.1 Выполнять морфологический анализ слова 2.5.2 Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи 2.5.3 Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка; соблюдать морфологические нормы; характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного) 2.5.4 Использовать словарь грамматических трудностей, справочники 2.6 Орфография. Основные правила орфографии 2.6.1 Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии; выполнять орфографический анализ слова 2.6.2 Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать правила орфографии 2.6.3 Использовать орфографические словари 3 Речь. Речевое общение 3.1 Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик) 3.2 Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач 3.3 Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального (неофициального) общения, статусу адресанта (адресата) и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации 3.4 Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации; соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления 4 Текст. Информационно-смысловая переработка текста 4.1 Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике 4.2 Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух 4.3 Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте 4.4 Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов) 4.5 Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450-500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов) 4.6 Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие) 4.7 Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки |
|
|
11 КЛАСС Код проверяемого результата Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования 1 Общие сведения о языке 1.1 Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе 1.2 Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другие 2 Язык и речь. Культура речи 2.1 Синтаксис. Синтаксические нормы 2.1.1 Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения 2.1.2 Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного) 2.1.3 Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного); соблюдать синтаксические нормы 2.1.4 Использовать словари грамматических трудностей, справочники 2.2 Пунктуация. Основные правила пунктуации 2.2.1 Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации; выполнять пунктуационный анализ предложения 2.2.2 Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать правила пунктуации 2.2.3 Использовать справочники по пунктуации 3 Функциональная стилистика. Культура речи 3.1 Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики; иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы 3.2 Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы) 3.3 Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов) 3.4 Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике |
|
Проверяемые элементы содержания
|
10 КЛАСС Код Проверяемый элемент содержания 1 Общие сведения о языке 1.1 Язык как знаковая система. Основные функции языка 1.2 Лингвистика как наука 1.3 Язык и культура 1.4 Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков 1.5 Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе 2 Язык и речь. Культура речи 2.1 Система языка. Культура речи 2.1.1 Система языка, её устройство, функционирование 2.1.2 Культура речи как раздел лингвистики 2.1.3 Языковая норма, её основные признаки и функции 2.1.4 Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка 2.1.5 Качества хорошей речи 2.1.6 Основные виды словарей. Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь 2.2 Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы 2.2.1 Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики 2.2.2 Фонетический анализ слова 2.2.3 Изобразительно-выразительные средства фонетики 2.2.4 Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке 2.3 Лексикология и фразеология. Лексические нормы 2.3.1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики 2.3.2 Лексический анализ слова 2.3.3 Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение 2.3.4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм 2.3.5 Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления 2.3.6 Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и другое). Особенности употребления 2.3.7 Фразеология русского языка. Крылатые слова 2.4 Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы 2.4.1 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики 2.4.2 Морфемный и словообразовательный анализ слова 2.4.3 Словообразовательные трудности. Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур) 2.5 Морфология. Морфологические нормы 2.5.1 Морфология как раздел лингвистики 2.5.2 Морфологический анализ слова 2.5.3 Особенности употребления в тексте слов разных частей речи 2.5.4 Морфологические нормы современного русского литературного языка 2.5.5 Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа 2.5.6 Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы 2.5.7 Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных 2.5.8 Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя 2.5.9 Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения 2.6 Орфография. Основные правила орфографии 2.6.1 Орфография как раздел лингвистики. Принципы и разделы русской орфографии 2.6.2 Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление заглавных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов 2.6.3 Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне 2.6.4 Употребление разделительных ъ и ь 2.6.5 Правописание приставок 2.6.6 Буквы ы – и после приставок 2.6.7 Правописание суффиксов 2.6.8 Правописание н и нн в словах различных частей речи 2.6.9 Правописание не и ни 2.6.10 Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов 2.6.11 Слитное, дефисное и раздельное написание слов 3 Речь. Речевое общение 3.1 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности 3.2 Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения) 3.3 Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального (неофициального) общения, статусу адресанта (адресата) и другим 3.4 Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения 4 Текст. Информационно-смысловая переработка текста 4.1 Текст, его основные признаки 4.2 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте 4.3 Информативность текста. Виды информации в тексте 4.4 Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста 4.5 План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия |
|
|
11 КЛАСС Код Проверяемый элемент содержания 1 Общие сведения о языке 1.1 Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка 1.2 Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) 2 Язык и речь. Культура речи 2.1 Синтаксис. Синтаксические нормы 2.1.1 Синтаксис как раздел лингвистики 2.1.2 Синтаксический анализ словосочетания и предложения 2.1.3 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие 2.1.4 Синтаксические нормы 2.1.5 Порядок слов в предложении 2.1.6 Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным 2.1.7 Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова 2.1.8 Основные нормы употребления однородных членов предложения 2.1.9 Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов 2.1.10 Основные нормы построения сложных предложений 2.2 Пунктуация. Основные правила пунктуации 2.2.1 Пунктуация как раздел лингвистики 2.2.2 Пунктуационный анализ предложения 2.2.3 Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи 2.2.4 Сочетание знаков препинания 2.2.5 Знаки препинания и их функции 2.2.6 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым 2.2.7 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 2.2.8 Знаки препинания при обособлении 2.2.9 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями 2.2.10 Знаки препинания в сложном предложении 2.2.11 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 2.2.12 Знаки препинания при передаче чужой речи 3 Функциональная стилистика. Культура речи 3.1 Функциональная стилистика как раздел лингвистики 3.2 Стилистическая норма 3.3 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие 3.4 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие 3.5 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие 3.6 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью 3.7 Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка |
|
Проверяемые на ЕГЭ по русскому языку требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования |
Код проверяемого требования Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования 1 Текст. Информационно-смысловая переработка текста 1.1 Сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте 1.2 Совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух 1.3 Совершенствование умений выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте 1.4 Совершенствование умений анализировать тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности 1.5 Совершенствование умений создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объём сочинения – не менее 150 слов) 1.6 Совершенствование умений использовать разные виды чтения, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объём текста для чтения – 450-500 слов) 1.7 Совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другие) 2 Функциональная стилистика. Культура речи 2.1 Обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы 2.2 Совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы) 3 Язык и речь. Культура речи 3.1 Обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях 3.2 Обогащение словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств 3.3 Совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней 3.4 Сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом 3.5 Формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах: орфоэпические нормы 3.6 Формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах: лексические нормы 3.7 Формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах: грамматические нормы 3.8 Формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах: стилистические нормы 3.9 Совершенствование умений применять правила орфографии в практике письма 3.10 Совершенствование умений применять правила пунктуации в практике письма 3.11 Сформированность умений работать со словарями и справочниками 3.12 Обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка 3.13 Совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте 3.14 Совершенствование умений корректировать устные и письменные высказывания 4 Общие сведения о языке 4.1 Сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку 4.2 Сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе 5 Речь. Речевое общение 5.1 Совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации |
|
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку |
Код Проверяемый элемент содержания 1 Текст. Информационно-смысловая переработка текста 1.1 Текст, его основные признаки 1.2 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте 1.3 Информативность текста. Виды информации в тексте 1.4 Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста 1.5 План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия 2 Функциональная стилистика. Культура речи 2.1 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие 2.2 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие 2.3 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие 2.4 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью 2.5 Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка 3 Язык и речь. Культура речи 3.1 Система языка. Культура речи 3.1.1 Система языка, её устройство, функционирование. Культура речи как раздел лингвистики 3.1.2 Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление) 3.1.3 Качества хорошей речи 3.1.4 Основные виды словарей. Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь 3.2 Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы 3.2.1 Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Фонетический анализ слова 3.2.2 Изобразительно-выразительные средства фонетики 3.2.3 Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке 3.3 Лексика и фразеология. Лексические нормы 3.3.1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова 3.3.2 Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение 3.3.3 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм 3.3.4 Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления 3.3.5 Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и другое). Особенности употребления 3.3.6 Фразеология русского языка. Крылатые слова 3.4 Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы 3.4.1 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Морфемный и словообразовательный анализ слова 3.4.2 Словообразовательные трудности. Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур) 3.5 Морфология. Морфологические нормы 3.5.1 Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи 3.5.2 Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа 3.5.3 Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы 3.5.4 Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных 3.5.5 Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя 3.5.6 Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения 3.6 Синтаксис. Синтаксические нормы 3.6.1 Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ словосочетания и предложения 3.6.2 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие 3.6.3 Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным 3.6.4 Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова 3.6.5 Основные нормы употребления однородных членов предложения 3.6.6 Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов 3.6.7 Основные нормы построения сложных предложений 3.7 Орфография. Основные правила орфографии 3.7.1 Употребление заглавных и строчных букв 3.7.2 Правописание гласных и согласных в корне 3.7.3 Употребление ъ и ь (в том числе разделительных) 3.7.4 Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок 3.7.5 Правописание суффиксов 3.7.6 Правописание н и нн в словах различных частей речи 3.7.7 Правописание не и ни 3.7.8 Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов 3.7.9 Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи 3.8 Пунктуация. Основные правила пунктуации 3.8.1 Пунктуационный анализ предложения 3.8.2 Знаки препинания в конце предложений 3.8.3 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым 3.8.4 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 3.8.5 Знаки препинания при обособлении 3.8.6 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями 3.8.7 Знаки препинания в сложном предложении 3.8.8 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 3.8.9 Знаки препинания при передаче чужой речи 4 Общие сведения о языке 4.1 Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Язык и культура 4.2 Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков 4.3 Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе 4.4 Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка. Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другие) 5 Речь. Речевое общение 5.1 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности. Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения) 5.2 Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения, говорящего к партнёру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального (неофициального) общения, статусу адресанта (адресата) и другим 5.3 Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения |