ЭП

Документ подписан электронной подписью
21.09.2025 23:45, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(МБОУ Красноармейская СОШ)

 

Выписка из основной образовательной программы среднего общего образования

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Красноармейской СОШ

Приказ № 300 от «29» августа 2025 г.

Выписка верна, директор школы_________________ Л.В. Гришина

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

«География» (базовый)

для 10-11 класса

на 2025-2026 учебный год

 

 

Составитель: Колесникова Людмила Николаевна учитель географии.

 

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2025г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «География» (предметная область «Общественно-научные предметы») составлена на уровне среднего общего образования на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» (далее – ФРП «География»), представленных в ФГОС СОО.

Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по география, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания по географии, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы среднего общего образования.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения географии, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по географии включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.

В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:

1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового сообщества;

2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;

3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры;

4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;

5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Рабочая программа учебного предмета «География» (базовый уровень) в 10-11-х классах рассчитана на 68 учебных часов. Учебный план на изучение географии в 10-11 класса отводит 1 учебный час в неделю в каждом классе, всего 34 при 34 учебных неделях за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;
  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
  • разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;

б) базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
  • формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
  • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

в) работа с информацией:

  • выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
  • выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
  • оценивать достоверность информации;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

  • владеть различными способами общения и взаимодействия;
  • аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;

б) совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • давать оценку новым ситуациям;
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

  • давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
  • оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
  • использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

г) принятие себя и других:

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
  • признавать своё право и право других на ошибки;
  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к предметным результатам освоения курса географии на базовом уровне должны отражать:

 

10 КЛАСС

1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;

2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;

описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы распространения основных религий;

приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории, стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни;

использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей, характеризующих демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием источников географической информации, сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с использованием источников географической информации, для классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России, для классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;

устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и противостоять им;

устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую среду;

формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;

4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика», «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования;

6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;

определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления;

прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной структуры населения отдельных стран с использованием источников географической информации;

определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;

7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.) географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных отраслей;

формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том числе: объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;

использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов:

оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов;

оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с использованием источников географической информации, влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;

10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне;

 

11 КЛАСС

1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;

2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения регионов и стран в пространстве;

описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в пространстве, особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных стран;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и изученных странах;

использовать знания об основных географических закономерностях для определения географических факторов международной хозяйственной специализации изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического развития, специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства населения с использованием источников географической информации;

устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением населения, природными условиями и природно-ресурсным капиталом, и отраслевой структурой хозяйства изученных стран;

прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран зарубежной Европы с использованием источников географической информации;

формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;

4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта, государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция; международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения/исследования;

6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран;

определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления, происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с использованием источников географической информации;

определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;

7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории (в том числе и России);

представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.) географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств, географических особенностях развития отдельных отраслей;

формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах мира: объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;

объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в различных странах с использованием источников географической информации;

9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики России; различные точки зрения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России; изменения направления международных экономических связей России в новых экономических условиях;

10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;

приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения глобальных проблем.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

 

10 КЛАСС

 

Раздел 1. География как наука

Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат географических исследований.

Тема 2. Географическая культура. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных профессий.

Раздел 2. Природопользование и геоэкология

Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая среда.

Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.

Практическая работа

1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации.

Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Практическая работа

1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями или глобальными изменениями климата или загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования.

Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение – его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Практические работы

1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.

2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов.

Раздел 3. Современная политическая карта

Тема 1. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства.

Тема 2. Классификации и типология стран мира. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государства и государственного устройства.

Раздел 4. Население мира

Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира и динамика её изменения. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её направления в странах различных типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода.

Практические работы

1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся).

2. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения.

Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.

Практические работы

1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.

2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.

Тема 3. Размещение населения. Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.

Практическая работа

1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.

Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.

Практическая работа

1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации.

Раздел 5. Мировое хозяйство

Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда.

Практическая работа

1. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

Тема 2. Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики.

Тема 3. География главных отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира. Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.

Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика». Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике.

Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте цветных и чёрных металлов.

Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.

Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.

Практическая работа

1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.

Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.

Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности.

Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду.

Практическая работа

2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия».

Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и туризм.

 

11 КЛАСС

 

Раздел 6. Регионы и страны

Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.

Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.

Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.

Практическая работа

1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации (по выбору учителя).

Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).

Практическая работа

1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции.

Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).

Практическая работа

1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт.

Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир).

Практическая работа

1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.

Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда.

Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Практическая работа

1. Изменение направления международных экономических связей России в новых экономических условиях.

Раздел 7. Глобальные проблемы человечества

Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.

Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её возникновения.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов.

Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека.

Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения.

Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем.

Практическая работа

  1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

10 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

1.1

Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы

1

 

 

 

1.2

Географическая культура

1

 

 

 

Итого по разделу

2

 

Раздел 2. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

2.1

Географическая среда

1

 

 

 

2.2

Естественный и антропогенный ландшафты

1

 

 

 

2.3

Проблемы взаимодействия человека и природы

2

 

 

 

2.4

Природные ресурсы и их виды

2

 

 

 

Итого по разделу

6

 

Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

3.1

Политическая география и геополитика

1

 

 

 

3.2

Классификации и типология стран мира

2

 

 

 

Итого по разделу

3

 

Раздел 4. НАСЕЛЕНИЕ МИРА

4.1

Численность и воспроизводство населения

2

 

 

 

4.2

Состав и структура населения

2

 

 

 

4.3

Размещение населения

2

 

 

 

4.4

Качество жизни населения

1

 

 

 

Итого по разделу

7

 

Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

5.1

Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда

2

 

 

 

5.2

Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики

1

 

 

 

5.3

География главных отраслей мирового хозяйства. Промышленность мира

6

 

 

 

5.4

Сельское хозяйство мира

2

 

 

 

5.5

Сфера услуг. Мировой транспорт

3

 

 

 

Итого по разделу

14

 

Резервное время

2

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

 

 

11 КЛАСС

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел 1. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ

1.1

Регионы мира. Зарубежная Европа

6

 

 

 

1.2

Зарубежная Азия

6

 

 

 

1.3

Америка

6

 

 

 

1.4

Африка

4

 

 

 

1.5

Австралия и Океания

2

 

 

 

1.6

Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира

3

 

 

 

Итого по разделу

27

 

Раздел 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

2.1

Глобальные проблемы человечества

4

 

 

 

Итого по разделу

4

 

Резервное время

3

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 

10 КЛАСС

Код проверяемого результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования

1

Понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участия в решении важнейших проблем челове­чества

1.1

Приводить примеры проявления гло­бальных проблем, в решении которых принимает участие современная гео­графическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России

2

Освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества

2.1

Выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморас­положения объектов в пространстве

2.2

Описывать положение и взаимо­расположение географических объек­тов в пространстве; новую многопо­лярную модель политического миро­устройства, ареалы распространения основных религий

2.3

Приводить примеры наиболее круп­ных стран по численности населения и площади территории, стран, име­ющих различное географическое по­ложение, стран с различными фор­мами правления и государственного устройства, стран – лидеров по производству основных видов промыш­ленной и сельскохозяйственной про­дукции, основных международных магистралей и транспортных узлов, стран – лидеров по запасам мине­ральных, лесных, земельных, водных ресурсов

3

Сформированность системы комплексных социально ориентирован­ных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства

3.1

Различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию, эмигра­цию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их проявления в по­вседневной жизни

3.2

Использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений; для определения и сравнения показателей уровня раз­вития мирового хозяйства (объёмы ВВП, промышленного, сельскохозяй­ственного производства и другие) и важ­нейших отраслей хозяйства в отдельных странах; сравнение показате­лей, характеризующих демографи­ческую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и отдельных стран; сравнения структуры экономики аграрных, ин­дустриальных и постиндустриальных стран; регионов и стран по обеспе­ченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с использованием источников географической информации

3.3

Использовать знания об основных географических закономерностях для классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям гео­графического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства на­селения, занимаемым ими позициям относительно России, для классификации ландшафтов с использованием источников географической инфор­мации

3.4

Устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэко­логическими процессами и явлени­ями: между природными условиями и размещением населения, в том чис­ле между глобальным изменением климата и изменением уровня Миро­вого океана, хозяйственной деятель­ностью и возможными изменениями в размещении населения, между раз­витием науки и технологии и возмож­ностями человека прогнозировать опасные природные явления и про­тивостоять им; между значениями показателей рождаемости, смертно­сти, средней ожидаемой продолжи­тельности жизни и возрастной струк­турой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую среду

3.5

Формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования географических знаний

4

Владение географической терминологией и системой базовых геогра­фических понятий

4.1

Применять социально-экономические понятия: политическая карта, государ­ство, политико-географическое поло­жение, монархия, республика, унитар­ное государство, федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографи­ческий кризис, демографический пе­реход, старение населения, состав на­селения, структура населения, эконо­мически активное население, ИЧР, народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические бежен­цы», расселение населения, демогра­фическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы – для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

4.2

Применять социально-экономические понятия: развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобыва­ющие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция, междуна­родная хозяйственная специализация, международное географическое разде­ление труда, отраслевая и территори­альная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «во­дородная энергетика», «зелёная энер­гетика», органическое сельское хозяй­ство, глобализация мировой экономи­ки и деглобализация, «энергопере­ход», международные экономические отношения, устойчивое развитие – для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

5

Сформированность умений проводить наблюдения за отдельными гео­графическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов

5.1

Определять цели и задачи проведения наблюдения (исследования); выбирать форму фиксации результатов наблю­дения или исследования

6

Сформированность умений находить и использовать различные источ­ники географической информации для получения новых знаний о при­родных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования

6.1

Выбирать и использовать источники географической информации (карто­графические, статистические, тексто­вые, видео- и фотоизображения, гео­информационные системы), адекват­ные решаемым задачам

6.2

Сопоставлять и анализировать гео­графические карты различной тема­тики и другие источники географи­ческой информации для выявления закономерностей социально-экономи­ческих, природных и экологических процессов и явлений

6.3

Определять и сравнивать по геогра­фическим картам различного содер­жания и другим источникам геогра­фической информации качественные и количественные показатели, харак­теризующие изученные географичес­кие объекты, процессы и явления

6.4

Прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной структуры населения отдельных стран

6.5

Определять и находить в комплексе источников недостоверную и про­тиворечивую географическую инфор­мацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

6.6

Самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы по­знания для решения практико-ориен­тированных задач

7

Владение умениями географического анализа и интерпретации инфор­мации из различных источников

7.1

Находить, отбирать, систематизи­ровать информацию, необходимую для изучения географических объек­тов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресур­сами, хозяйственного потенциала, экологических проблем

7.2

Представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграм­мы, карты и другие) географическую информацию о населении мира и Рос­сии, отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, гео­графических особенностях развития отдельных отраслей

7.3

Формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источ­ников; критически оценивать и интер­претировать информацию, получаемую из различных источников

8

Сформированность умений применять географические знания для объ­яснения изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений

8.1

Объяснять особенности демографи­ческой политики в странах с раз­личным типом воспроизводства насе­ления, направления международных миграций, различия в уровнях урба­низации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран

8.2

Использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодей­ствия природы и общества для ре­шения учебных и (или) практико-ориентированных задач

9

Сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов

9.1

Оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов

9.2

Оценивать изученные социально-эко­номические и геоэкологические про­цессы и явления, в том числе оцени­вать природно-ресурсный капитал одной из стран с использованием источников географической информа­ции, влияние урбанизации на окру­жающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяй­ства и изменения его отраслевой и территориальной структуры, изме­нение климата и уровня Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры, предприни­маемые для уменьшения их выбросов

10

Сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспек­тах экологических проблем

10.1

Описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Миро­вого океана, в объёмах выбросов пар­никовых газов в разных регионах мира; изменения геосистем в резуль­тате природных и антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне

11 КЛАСС

Код проверяемого результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования

1

Понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участия в решении важнейших проблем челове­чества

1.1

Определять роль географических наук в достижении целей устойчивого раз­вития

2

Освоение и применение знаний о размещении основных географичес­ких объектов и территориальной организации природы и общества

2.1

Выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморас­положения регионов и стран в про­странстве

2.2

Описывать положение и взаиморас­положение регионов и стран в про­странстве, особенности природно-ре­сурсного капитала, населения и хозяй­ства регионов и изученных стран

3

Сформированность системы комплексных социально ориентирован­ных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства

3.1

Распознавать географические особен­ности проявления процессов воспро­изводства, миграции населения и ур­банизации в различных регионах мира и изученных странах

3.2

Использовать знания об основных географических закономерностях для определения географических факто­ров международной хозяйственной специализации изученных стран; для сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономи­ческого развития, специализации раз­личных стран и по их месту в МГРТ

3.3

Использовать знания об основных географических закономерностях для классификации стран отдельных реги­онов мира, в том числе по особеннос­тям географического положения, фор­ме правления и государственного ус­тройства, уровню социально-экономи­ческого развития, типам воспроизвод­ства населения с использованием источников географической информации

3.4

Устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэко­логическими процессами и явлениями в изученных странах; природными ус­ловиями и размещением населения; между природными условиями, при­родно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства изу­ченных стран

3.5

Прогнозировать изменения возраст­ной структуры населения отдельных стран с использованием источников географической информации

3.6

Формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования гео­графических знаний

4

Владение географической терминологией и системой базовых геогра­фических понятий

4.1

Применять социально-экономические понятия: политическая карта, государ­ство; политико-географическое поло­жение, монархия, республика, уни­тарное государство, федеративное государство; воспроизводство населе­ния, демографический взрыв, демо­графический кризис, старение населе­ния, состав населения, структура насе­ления, экономически активное населе­ние, ИЧР, народ, этнос, плотность насе­ления, миграции населения, расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урба­низация; мегалополисы – для решения учебных и (или) практико-ориентиро­ванных задач

4.2

Применять социально-экономические понятия: развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобыва­ющие страны; ресурсообеспечен­ность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция; международная хозяйственная специ­ализация, международное географи­ческое разделение труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая рево­люция», водородная энергетика, «зе­лёная энергетика», органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчи­вое развитие – для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

5

Сформированность умений проводить наблюдения за отдельными гео­графическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов

5.1

Определять цели и задачи проведения наблюдения (исследования); выбирать форму фиксации результатов наблю­дения (исследования)

5.2

Формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения (исследо­вания)

6

Сформированность умений находить и использовать различные источ­ники географической информации для получения новых знаний о при­родных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования

6.1

Выбирать и использовать источники географической информации (карто­графические, статистические, тексто­вые, видео- и фотоизображения, гео­информационные системы), адекват­ные решаемым задачам

6.2

Сопоставлять и анализировать гео­графические карты различной тема­тики и другие источники географичес­кой информации для выявления закономерностей социально-экономи­ческих, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран

6.3

Определять и сравнивать по геогра­фическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и коли­чественные показатели, характери­зующие регионы и страны, а также географические процессы и явления, происходящие в них; географические факторы международной хозяйствен­ной специализации отдельных стран

6.4

Определять и находить в комплексе источников недостоверную и проти­воречивую географическую информа­цию о регионах мира и странах для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

6.5

Самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы по­знания для решения практико-ориен­тированных задач

7

Владение умениями географического анализа и интерпретации инфор­мации из различных источников

7.1

Находить, отбирать, систематизиро­вать информацию, необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и человеческими ресур­сами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории (в том числе и России)

7.2

Представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграм­мы, карты и другие) географическую информацию о населении, размеще­нии хозяйства регионов мира и изу­ченных стран; отраслевой и терри­ториальной структуре их хозяйств, географических особенностях разви­тия отдельных отраслей

7.3

Формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источни­ков; критически оценивать и интер­претировать информацию, получаемую из различных источников

8

Сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах мира

8.1

Объяснять географические особен­ности стран с разным уровнем соци­ально-экономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и размещении населения, в уровне и качестве жизни населения

8.2

Объяснять влияние природно-ресурс­ного капитала на формирование от­раслевой структуры хозяйства отдель­ных стран; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяй­ства изученных стран, особенности международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании; особенности проявле­ния глобальных проблем человечества в различных странах с использова­нием источников географической информации

9

Сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов

9.1

Оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; изу­ченные социально-экономические и геоэкологические процессы и явле­ния; политико-географическое поло­жение изученных регионов, стран и России; влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики России

9.2

Оценивать различные точки зрения по актуальным экологическим и социаль­но-экономическим проблемам мира и России, изменения направления международных экономических свя­зей России в новых экономических условиях

10

Сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспек­тах экологических проблем

10.1

Описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества

10.2

Приводить примеры взаимосвязи гло­бальных проблем; возможных путей решения глобальных проблем

 

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

10 КЛАСС

Код

Проверяемый элемент содержания

1

География как наука

1.1

Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических исследований. Источники географической инфор­мации, географическая информационная система (ГИС). Географические прогнозы как результат географических исследований

1.2

Географическая культура. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных профессий

2

Природопользование и геоэкология

2.1

Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её фор­мирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным усло­виям территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая среда. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ланд­шафтного и культурного разнообразия на Земле

2.2

Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды «Климатические беженцы»

2.3

Стратегия устойчивого развития Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природ­ного и культурного наследия

2.4

Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России

2.5

Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение – его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергети­ческих, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы

3

Современная политическая карта

3.1

Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического миро­устройства, очаги геополитических конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства

3.2

Классификации и типология стран мира. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государства и государственного устройства. Формы правления государств мира, унитарное и федеративное устройство

4

Население мира

4.1

Численность населения мира и динамика её изменения. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её направления в странах различных типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода

4.2

Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социально-экономического развития

4.3

Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и на­циональные религии, главные районы распространения. Население мира и гло­бализация. География культуры в системе географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока

4.4

Размещение населения. Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения

4.5

Миграции населения: причины, основные типы и направления

4.6

Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира

4.7

Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как ин­тегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира

5

Мировое хозяйство

5.1

Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. Фак­торы размещения производства и их влияние на современное развитие миро­вого хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства

5.2

Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустри­альные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда

5.3

Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой эко­номики и её влияние на хозяйство стран разных социально-экономических ти­пов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в современной экономике

5.4

Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энерго­переход». География отраслей топливной промышленности.
Страны – лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля. Крупнейшие страны – экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация стран – экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энер­гетика». Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Страны – лидеры по развитию «возоб­новляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной про­мышленности и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике

5.5

Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цвет­ной металлургии. Ведущие страны – производители и экспортёры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте цветных и чёрных металлов. Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции

5.6

Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны – производители и экс­портёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники

5.7

Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земель­ными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенден­ции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур. Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продук­ции животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особен­ности. Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду

5.8

Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Международные эконо­мические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм

 

 

 

11 КЛАСС

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Регионы и страны мира

1.1

Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая харак­теристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, насе­ления и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона

1.2

Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-геогра­фическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяй­ства стран зарубежной Азии, современные проблемы

1.3

Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-геогра­фического положения природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы

1.4

Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико-географи­ческая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки

1.5

Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралий­ский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда

1.6

Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития экономики России

2

Глобальные проблемы человечества

2.1

Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её возникновения

2.2

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологи­ческие проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную дея­тельность. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихий­ных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов

2.3

Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека

2.4

Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем. Необхо­димость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль России в решении глобальных проблем

ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения имени