|
![]() Документ подписан электронной подписью |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО ________ Е.В. Марышева Протокол № 1 от 28 августа 2023г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2023г. |
УТВЕРЖДЕНО в составе содержательного раздела ООП с учетом ФОП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы Приказ № 316 от 29 августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
для 3 класса
на 2023-2024 учебный год (базовый)
Составители: Бердник Светлана Васильевна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории Борисенко Евгения Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
п. Красноармейский, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» (предметная область «Математика и информатика») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования для обучающихся 3–го класса МБОУ Красноармейской СОШ в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) (с изменениями № 569 от 18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
-Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Федеральной рабочей программой НОО по предмету «Математика»;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Положением о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МБОУ Красноармейской СОШ;
- Рабочей программой воспитания МБОУ Красноармейской СОШ;
-Учебниками, учебными пособиями (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ), утвержденные приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022
N 70799)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся на уровне начального общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:
На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Математики», составляет 136 часов, (4 часа в неделю). Учебный план на изучение математики отводит 4 учебных часа в неделю, всего 136 часов при 34 учебных неделях.
Для реализации программы используются учебники для учителя и обучающихся:
Для учителя: Математика: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023. Методические рекомендации. Поурочное планирование.
Для обучающихся: Математика: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
Базовые исследовательские действия:
Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
Самоконтроль (рефлексия):
Совместная деятельность:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, 3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы – грамм), соотношение между килограммом и граммом, отношения «тяжелее – легче на…», «тяжелее – легче в…».
Стоимость (единицы – рубль, копейка), установление отношения «дороже – дешевле на…», «дороже – дешевле в…». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени – секунда), установление отношения «быстрее – медленнее на…», «быстрее – медленнее в…». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единицы длины – миллиметр, километр), соотношение между величинами в пределах тысячи. Сравнение объектов по длине.
Площадь (единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Сравнение объектов по площади.
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками или без скобок), с вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений («больше – меньше на…», «больше – меньше в…»), зависимостей («купля-продажа», расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации. Сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов), внесение данных в таблицу, дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).
Изучение математики в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Числа и величины |
|||||
1.1 |
Числа |
10 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
1.2 |
Величины |
8 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
Итого по разделу |
18 |
|
|||
Раздел 2. Арифметические действия |
|||||
2.1 |
Вычисления |
40 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
2.2 |
Числовые выражения |
7 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
Итого по разделу |
47 |
|
|||
Раздел 3. Текстовые задачи |
|||||
3.1 |
Работа с текстовой задачей |
12 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
3.2 |
Решение задач |
11 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
Итого по разделу |
23 |
|
|||
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры |
|||||
4.1 |
Геометрические фигуры |
9 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
4.2 |
Геометрические величины |
13 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
Итого по разделу |
22 |
|
|||
Раздел 5. Математическая информация |
|||||
5.1 |
Математическая информация |
15 |
|
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
Итого по разделу |
15 |
|
|||
Повторение пройденного материала |
4 |
|
1 |
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
|
Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) |
7 |
7 |
|
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
136 |
7 |
1 |
|