|
![]() Документ подписан электронной подписью |
РАССМОТРЕНОметодическим объединениемучителей естественно-эстетического циклаРуководитель ШМО_____________ Д.М. СавинаПротокол №1от 28 августа 2023 г. |
СОГЛАСОВАНОна заседании педагогическогосоветаПротокол №2от 29 августа 2023 г. |
УТВЕРЖДЕНОДиректором МБОУ Красноармейской СОШПриказ № 317от 29 августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Технология»
для 8-9 классов
2023-2024 учебный год (базовый)
Составили: Раевская Виктория Викторовна, учитель технологии. |
п. Красноармейский, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (предметная область «Технология») на уровне основного общего образования составлена на уровне основного общего образования ориентирована на учащихся 8-9 класса МБОУ Красноармейской СОШ, составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Красноармейской СОШ;
- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную (с изменениями);
- Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
- Приказом Минпросвещения России от 06.08.2021 № СК-228/03 и Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-01 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях».
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся на уровне основного общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ Красноармейской СОШ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Технологическое образование школьников носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с любым трудовым процессом и создаѐт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности; включении учащихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности; воспитании культуры личности во всех еѐ проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и др.), самостоятельности, инициативности, предприимчивости; развитии компетенций, позволяющих учащимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей. Практико-ориентированный характер обучения технологии предполагает, что не менее 75% учебного времени отводится практическим и проектным работам.
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модуль – это относительно самостоятельная часть структуры образовательной программы по предмету «Технология», имеющая содержательную завершѐнность по отношению к планируемым предметным результатам обучения за уровень обучения (основного общего образования). Модульная рабочая программа по предмету «Технология» – это система логически завершѐнных блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования (в соответствии с ФГОС ООО.
Рабочая программа включает инвариантные (обязательные) модули. Образовательная программа или отдельные модули могут реализовываться на базе других организаций (например, дополнительного образования детей, Кванториуме, IT-кубе и др.) на основе договора о сетевом взаимодействии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью освоения предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
- овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
- формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
- формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
- развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (базовый уровень) рассчитана на 68 часов (1 час в неделю). Учебный план на изучение технологии в 8-м классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа, при 34 учебных неделях, в 9-м классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа, при 34 учебных неделях
Для реализации программы используются учебник для учителя и обучающихся:
Для учителя:
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю., «Технология: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений»; Издательство «Просвещение», 2022 год
Для обучающихся:
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю., «Технология: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений»; Издательство «Просвещение», 2022 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математика» характеризуются:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение содержания предмета «Технология» в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
- устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
- самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
- опытным путѐм изучать свойства различных материалов;
- овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения,
- уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;
- строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учѐтом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
- выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; - понимать различие между данными, информацией и знаниями;
- владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
- владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация:
- уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
- оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс еѐ достижения.
Принятие себя и других: - признавать своѐ право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
- в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
- в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
- в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
- в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
- понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
- уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 КЛАСС
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
— организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
— соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
— грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.
Модуль «Производство и технологии»
- характеризовать общие принципы управления;
- анализировать возможности и сферу применения современных технологий;
- характеризовать технологии получения, преобразования и использования энергии;
- называть и характеризовать биотехнологии, их применение;
- характеризовать направления развития и особенности перспективных технологий;
- предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение;
- определять проблему, анализировать потребности в продукте;
- овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования,
моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Робототехника»
- называть основные законы и принципы теории автоматического управления и регулирования, методы использования в
робототехнических системах;
- реализовывать полный цикл создания робота;
- конструировать и моделировать робототехнические системы;
- приводить примеры применения роботов из различных областей материального мира;
- характеризовать возможности роботов, роботехнических систем и направления их применения.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
- использовать программное обеспечение для создания проектной документации;
- создавать различные виды документов;
- владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;
- выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертѐжных инструментов и приспособлений и/или с использованием
программного обеспечения;
- создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
- разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы
модернизации в зависимости от результатов испытания;
- создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;
- устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования;
- проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;
- изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер, лазерный гравѐр и др.);
- модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
- презентовать изделие.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9 КЛАСС
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
— организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
— соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
— грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.
Модуль «Производство и технологии»
-перечислять и характеризовать виды современных информационно-когнитивных технологий;
-овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информации в знание;
-характеризовать культуру предпринимательства, виды предпринимательской деятельности;
-создавать модели экономической деятельности;
-разрабатывать бизнес-проект;
-оценивать эффективность предпринимательской деятельности;
-характеризовать закономерности технологического развития цивилизации;
-планировать своё профессиональное образование и профессиональную карьеру.
Модуль «Робототехника»
-характеризовать автоматизированные и роботизированные производственные линии;
-анализировать перспективы развития робототехники;
-характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой, их востребованность на рынке труда;
-характеризовать принципы работы системы интернет вещей; сферы применения системы интернет вещей в промышленности и быту;
-реализовывать полный цикл создания робота;
-конструировать и моделировать робототехнические системы с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
-использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем;
-составлять алгоритмы и программы по управлению робототехническими системами;
-самостоятельно осуществлять робототехнические проекты.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
-выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и (или) в системе автоматизированного проектирования (САПР);
-создавать 3D-модели в системе автоматизированного проектирования (САПР);
-оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР);
-характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
-использовать редактор компьютерного трёхмерного проектирования для создания моделей сложных объектов;
-изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и другие);
-называть и выполнять этапы аддитивного производства;
-модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
-называть области применения 3D-моделирования;
-характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями 3D-моделирования, их востребованность на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС
Модуль «Производство и технологии»
Общие принципы управления. Самоуправляемые системы.
Устойчивость систем управления. Устойчивость технических систем.
Производство и его виды.
Биотехнологии в решении экологических проблем. Биоэнергетика. Перспективные технологии (в том числе нанотехнологии).
Сферы применения современных технологий.
Рынок труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы.
Мир профессий. Профессия, квалификация и компетенции.
Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека.
Модуль «Робототехника»
Принципы работы и назначение основных блоков, оптимальный вариант использования при конструировании роботов.
Основные принципы теории автоматического управления и регулирования. Обратная связь.
Датчики, принципы и режимы работы, параметры, применение.
Отладка роботизированных конструкций в соответствии с поставленными задачами.
Беспроводное управление роботом.
Программирование роботов в среде конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов.
Учебный проект по робототехнике (одна из предложенных тем на выбор).
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
3D-моделирование как технология создания визуальных моделей.
Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида.
Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве.
Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Понятие «прототипирование». Создание цифровой объѐмной модели.
Инструменты для создания цифровой объѐмной модели.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей.
Создание документов, виды документов. Основная надпись.
Геометрические примитивы.
Создание, редактирование и трансформация графических объектов.
Сложные 3D-модели и сборочные чертежи.
Изделия и их модели. Анализ формы объекта и синтез модели.
План создания 3D-модели.
Дерево модели. Формообразование детали. Способы редактирования операции формообразования и эскиза
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9 КЛАСС
Модуль «Производство и технологии»
Предпринимательство. Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика. Виды предпринимательской деятельности. Типы организаций. Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства. Базовые составляющие внутренней среды. Формирование цены товара.
Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны. Защита предпринимательской тайны и обеспечение безопасности фирмы.
Понятия, инструменты и технологии имитационного моделирования экономической деятельности. Модель реализации бизнес-идеи. Этапы разработки бизнес-проекта: анализ выбранного направления экономической деятельности, создание логотипа фирмы, разработка бизнес-плана.
Эффективность предпринимательской деятельности. Принципы и методы оценки. Контроль эффективности, оптимизация предпринимательской деятельности. Технологическое предпринимательство. Инновации и их виды. Новые рынки для продуктов.
Модуль «Робототехника»
Робототехнические системы. Автоматизированные и роботизированные производственные линии.
Система интернет вещей. Промышленный интернет вещей.
Потребительский интернет вещей. Элементы «Умного дома».
Конструирование и моделирование с использованием автоматизированных систем с обратной связью.
Составление алгоритмов и программ по управлению беспроводными роботизированными системами.
Протоколы связи.
Перспективы автоматизации и роботизации: возможности и ограничения.
Профессии в области робототехники.
Научно-практический проект по робототехнике.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Моделирование сложных объектов. Рендеринг. Полигональная сетка.
Понятие «аддитивные технологии».
Технологическое оборудование для аддитивных технологий: 3D-принтеры.
Области применения трёхмерной печати. Сырьё для трёхмерной печати.
Этапы аддитивного производства. Правила безопасного пользования 3D-принтером. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере.
Подготовка к печати. Печать 3D-модели.
Профессии, связанные с 3D-печатью.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Система автоматизации проектно-конструкторских работ — САПР. Чертежи с использованием в системе автоматизированного проектирования (САПР) для подготовки проекта изделия.
Оформление конструкторской документации, в том числе, с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР).
Объём документации: пояснительная записка, спецификация. Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание презентации.
Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черчением, проектированием с использованием САПР, их востребованность на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
Производство и технологии |
5 |
|
|
|
2 |
Робототехника |
14 |
|
1 |
|
3 |
3Д-моделирование, прототипирование, макетирование |
11 |
1 |
1 |
|
4 |
Компьютерная графика, черчение |
4 |
|
1 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
3 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Производство и технологии |
|||||
1.1 |
Предпринимательство. Организация собственного производства |
2 |
|
|
|
1.2 |
Моделирование экономической деятельности |
2 |
|
|
|
1.3 |
Технологическое предпринимательство |
1 |
1 |
1 |
|
Итого по разделу |
5 |
|
|||
Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение |
|||||
2.1 |
Технология построения объёмных моделей и чертежей в САПР |
2 |
|
|
|
2.2 |
Способы построения разрезов и сечений в САПР |
2 |
|
1 |
|
Итого по разделу |
4 |
|
|||
Раздел 3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование |
|||||
3.1 |
Аддитивные технологии. Создание моделей, сложных объектов |
7 |
|
|
|
3.2 |
Основы проектной деятельности |
3 |
|
|
|
3.3 |
Профессии, связанные с 3D-технологиями |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
11 |
|
|||
Раздел 4. Робототехника |
|||||
4.1 |
От робототехники к искусственному интеллекту |
1 |
|
|
|
4.2 |
Система «Интернет вещей» |
2 |
|
1 |
|
4.3 |
Промышленный Интернет вещей |
2 |
|
|
|
4.4 |
Потребительский Интернет вещей |
2 |
|
|
|
4.5 |
Основы проектной деятельности |
5 |
|
|
|
4.6 |
Современные профессии |
2 |
|
|
|
Итого по разделу |
14 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
1 |
|