ЭП

Документ подписан электронной подписью
07.04.2025 10:28, Гришина Людмила Владимировна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

учителей начальных классов

___________Е.В. Марышева

Протокол № 1

от 28.08.2024 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

  • 29.08.2024г.

Утверждена

приказом директора

___________Л.В.Гришина

Приказ № 339

от 30.08.2024 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

«Интересное в мире книг»

для 1 классов

на 2024-2025 учебный год

количество часов - 33

 

 

 

 

Программу составила:

Локтионова Екатерина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красноармейский, 2024г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочной деятельности «Тэг-регби» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

- Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;

- Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;

- Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);

- Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;

- Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;

- Устава школы;

- Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г.

 

Актуальность программы: программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

 

Основная цель - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

 

Задачи:

  • Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
  • Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
  • Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
  • Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера.

 

Формы и режим занятий – проводятся 1 раз в неделю

Ожидаемые результаты освоения программы:

Ученик научится:

- правилам поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильной организации работы на уроке, уметь оценивать своё поведение;

- основным требованиям к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

- правилам вежливости, элементарным представлениям о добрых и недобрых поступках;

- словам вежливости;

- основным правилам общения, правилам работы в группе.

Ученик получит возможность научиться:

- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;

- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;

- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;

- работать в паре и в группе;

- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;

- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;

- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образо­вания:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и полу­чения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной дея­тельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре­зультаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информа­цию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб­лиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

 

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.

 

 

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

  1.  

Здравствуй, книга (3 ч)

 

3

2

1

  1.  

Книги о Родине и родной природе

2

1

1

  1.  

Писатели детям

3

2

1

  1.  

Народная мудрость. Книги-сборники

2

1

1

  1.  

По страницам книг В. Сутеева

3

2

1

  1.  

Сказки народов мира

3

1

2

  1.  

Книги русских писателей-сказочников

3

1

2

  1.  

Детские писатели

3

2

1

  1.  

Сказки зарубежных писателей

3

1

2

  1.  

Книги-сборники стихотворений для детей

2

2

0

  1.  

Дети — герои книг

3

1

2

  1.  

Книги о животных

3

3

0

 

Итого

33

19

14

 

Содержание программы

 

Здравствуй, книга (3 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

 

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

 

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

 

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

 

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

 

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

 

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

 

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.

 

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

 

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

 

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

 

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

.

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Планируемая дата проведения, 1 А

Планируемая дата проведения, 1 Б

Здравствуй, книга.

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

овладевать правилами поведения в библиотеке

4.09

5.09

2

Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках

11.09

12.09

Книги о Родине и родной природе.

3

Экскурсия в школьную библиотеку.

знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

овладевать правилами поведения в библиотеке

18.09

19.09

4

Книги о Родине и природе.

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

25.09

26.09

Писатели детям.

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; пользоваться аппаратом книги

2.10

3.10

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях

высказывать свое впечатление о выбранной книге

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

9.10

10.10

7

Книги о детях современных писателей.

определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме

16.10

17.10

Народная мудрость. Книги-сборники.

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок.

высказывать свое впечатление о выбранной книге

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме

23.10

24.10

9

Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку»

6.11

7.11

По страницам книг В. Г. Сутеева.

10

По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения).

знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

13.11

14.11

11

В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

пользоваться аппаратом книги

20.11

21.10

12

Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках

27.11

28.10

Сказки народов мира.

13

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

4.12

5.12

14

Книга-сказка.

Большеформатные книги с одним произведением.

высказывать свое впечатление о выбранной книге

11.12

12.12

15

Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе.

овладевать правилами поведения в библиотеке

18.12

19.12

Книги русских писателей-сказочников.

16

Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках

25.12

26.12

17

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.

15.01

28.12

18

Игра - викторина «Наш любимый Буратино»

22.01

9.01

Детские писатели.

19

Книги С.Я. Маршака. Выставка книг.

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

29.01

16.01

20

Книги-сборники произведений К.И. Чуковского.

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

5.02

23.01

21

Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

19.02

30.01

Сказки зарубежных писателей

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий.

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

26.02

6.02

23

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»

5.03

20.02

24

В гостях у сказки. Игра – викторина.

пользоваться аппаратом книги;

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках

12.03

27.02

Книги - сборники стихотворений для детей.

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

19.03

6.03

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

2.04

13.03

Дети – герои книг.

27

Дети-герои книг детских писателей.

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках

9.04

20.03

28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

пользоваться аппаратом книги;

слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

рассказывать о книге, о героях или отдельные истории

16.04

3.04

29

По страницам любимых книг. Выставка книг.

знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке

23.04

10.04

Книги о животных

30

Книги В.В. Бианки.

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

высказывать свое впечатление о выбранной книге.

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

рассказывать о книге, о героях или отдельные истории

30.04

17.04

31

Книги Г.А. Скребицкого.

7.05

24.04

32

Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

высказывать свое впечатление о выбранной книге

рассказывать о книге, о героях или отдельные истории

14.05

15.05

33

Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению.

знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

пользоваться аппаратом книги;

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности

21.05

22.05