|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов ___________Е.В. Марышева Протокол № 1 от 28.08.2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2
|
Утверждена приказом директора ___________Л.В.Гришина Приказ № 339 от 30.08.2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Интересное в мире книг»
для 1 классов
на 2024-2025 учебный год
количество часов - 33
Программу составила:
Локтионова Екатерина Николаевна
п. Красноармейский, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Тэг-регби» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
- Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 317-ФЗ (последняя редакция);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.364820);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.;
- Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ);
- Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
- Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
- Устава школы;
- Приказа МБОУ Красноармейской СОШ № 339 от 30.08.2024г.
Актуальность программы: программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Основная цель - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
Формы и режим занятий – проводятся 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты освоения программы:
Ученик научится:
- правилам поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильной организации работы на уроке, уметь оценивать своё поведение;
- основным требованиям к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правилам вежливости, элементарным представлениям о добрых и недобрых поступках;
- словам вежливости;
- основным правилам общения, правилам работы в группе.
Ученик получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- работать в паре и в группе;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Количество часов |
|
Теоретические |
Практические |
|||
|
Здравствуй, книга (3 ч)
|
3 |
2 |
1 |
|
Книги о Родине и родной природе |
2 |
1 |
1 |
|
Писатели детям |
3 |
2 |
1 |
|
Народная мудрость. Книги-сборники |
2 |
1 |
1 |
|
По страницам книг В. Сутеева |
3 |
2 |
1 |
|
Сказки народов мира |
3 |
1 |
2 |
|
Книги русских писателей-сказочников |
3 |
1 |
2 |
|
Детские писатели |
3 |
2 |
1 |
|
Сказки зарубежных писателей |
3 |
1 |
2 |
|
Книги-сборники стихотворений для детей |
2 |
2 |
0 |
|
Дети — герои книг |
3 |
1 |
2 |
|
Книги о животных |
3 |
3 |
0 |
|
Итого |
33 |
19 |
14 |
Содержание программы
Здравствуй, книга (3 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Календарно-тематическое планирование
№. п/п |
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения |
|
Планируемая дата проведения, 1 А |
Планируемая дата проведения, 1 Б |
|||
Здравствуй, книга. |
||||
1 |
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. |
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; овладевать правилами поведения в библиотеке |
4.09 |
5.09 |
2 |
Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). |
высказывать свое впечатление о выбранной книге. слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках |
11.09 |
12.09 |
Книги о Родине и родной природе. |
||||
3 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; овладевать правилами поведения в библиотеке |
18.09 |
19.09 |
4 |
Книги о Родине и природе. |
высказывать свое впечатление о выбранной книге. определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; |
25.09 |
26.09 |
Писатели детям. |
||||
5 |
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. |
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; пользоваться аппаратом книги |
2.10 |
3.10 |
6 |
Книги-сборники писателей-классиков о детях |
высказывать свое впечатление о выбранной книге слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; |
9.10 |
10.10 |
7 |
Книги о детях современных писателей. |
определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме |
16.10 |
17.10 |
Народная мудрость. Книги-сборники. |
||||
8 |
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок. |
высказывать свое впечатление о выбранной книге слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме |
23.10 |
24.10 |
9 |
Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку» |
6.11 |
7.11 |
|
По страницам книг В. Г. Сутеева. |
||||
10 |
По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения). |
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением |
13.11 |
14.11 |
11 |
В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. |
пользоваться аппаратом книги |
20.11 |
21.10 |
12 |
Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». |
слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках |
27.11 |
28.10 |
Сказки народов мира. |
||||
13 |
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. |
слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; |
4.12 |
5.12 |
14 |
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. |
высказывать свое впечатление о выбранной книге |
11.12 |
12.12 |
15 |
Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе. |
овладевать правилами поведения в библиотеке |
18.12 |
19.12 |
Книги русских писателей-сказочников. |
||||
16 |
Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». |
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках |
25.12 |
26.12 |
17 |
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. |
15.01 |
28.12 |
|
18 |
Игра - викторина «Наш любимый Буратино» |
22.01 |
9.01 |
|
Детские писатели. |
||||
19 |
Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. |
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывать свое впечатление о выбранной книге. сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением |
29.01 |
16.01 |
20 |
Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. |
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; |
5.02 |
23.01 |
21 |
Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. |
высказывать свое впечатление о выбранной книге. сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; |
19.02 |
30.01 |
Сказки зарубежных писателей |
||||
22 |
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. |
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; |
26.02 |
6.02 |
23 |
Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» |
5.03 |
20.02 |
|
24 |
В гостях у сказки. Игра – викторина. |
пользоваться аппаратом книги; слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках |
12.03 |
27.02 |
Книги - сборники стихотворений для детей. |
||||
25 |
Стихотворения для детей. Книги-сборники. |
высказывать свое впечатление о выбранной книге. определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; |
19.03 |
6.03 |
26 |
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. |
2.04 |
13.03 |
|
Дети – герои книг. |
||||
27 |
Дети-герои книг детских писателей. |
слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках |
9.04 |
20.03 |
28 |
Литературная игра «Вопросы и ответы». |
пользоваться аппаратом книги; слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; рассказывать о книге, о героях или отдельные истории |
16.04 |
3.04 |
29 |
По страницам любимых книг. Выставка книг. |
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке |
23.04 |
10.04 |
Книги о животных |
||||
30 |
Книги В.В. Бианки. |
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывать свое впечатление о выбранной книге. сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; рассказывать о книге, о героях или отдельные истории |
30.04 |
17.04 |
31 |
Книги Г.А. Скребицкого. |
7.05 |
24.04 |
|
32 |
Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». |
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; высказывать свое впечатление о выбранной книге рассказывать о книге, о героях или отдельные истории |
14.05 |
15.05 |
33 |
Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению. |
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; пользоваться аппаратом книги; систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности |
21.05 |
22.05 |